СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Зайцева Татьяна Николаевна, методист ГБУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 10 лет, первая квалификационная категория.
|
Ожидаемые результаты:
- способствовать созданию антикоррупционной атмосферы в обществе, предупреждению коррупционного поведения граждан, формировать антикоррупционную устойчивость личности; показать на различных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества; выявить эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.
I. Подготовка к семинару:
- Раздача вопросов участникам семинара для подготовки к семинару;
- Организация консультаций.
II. Проведение семинара.
Семинар начинается вступительным словом учителя:
Существует ли действительно проблема коррупции или все это преувеличение? Коррупцией охвачены все сферы деятельности в государстве?
Коррупция только в России или коррупция – это проблема всех стран?
Учитель предлагает приступить к обсуждению вопросов.
1. Исторический аспект коррупции
Тезисы подготовленных выступлений:
В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: проблема коррупции не выдумана, она действительно существует, и ее надо решать.
Вопрос для дискуссии: коррупция появилась недавно или это историческое явление?
Учащиеся приводят аргументы своей точки зрения, например:
«Коррупция – это явление современности»:
«Коррупция – явление историческое»:
(Учащиеся могут приводить любые другие аргументы, соответствующие теме дискуссии).
В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: коррупция не является проблемой только современности, так как уходит своими корнями в историческое прошлое.
2. Коррупция и ответственность за коррупционные деяния
31 июля 2008г. утвержден Национальный план противодействия коррупции. В документе констатируется, что: «Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нор
Вопрос для дискуссии: какие меры должно использовать государство, чтобы эффективно бороться с коррупцией?
«Необходим разумный подход»:
(Учащиеся могут приводить любые другие аргументы, соответствующие теме дискуссии).
В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: без массового осознания гражданами вреда коррупции не может произойти серьезных положительных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.
3.Роль системы образования в формировании антикоррупционного мировоззрения.
Слово учителя: «Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания. С этой целью профилактические мероприятия должны проводиться со всеми участниками образовательного процесса: от руководителей до учащихся.
Учащимся предлагается назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.
Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.
Этап подведения итогов учебного занятия: семинар с элементами дискуссии завершается заключением; оцениваются выступления участников (насколько полезны были выступления, насколько инициативны учащиеся в определении своего места в реализации замысла дискуссии).
В заключительном слове учитель выражает надежду, что все присутствующие на семинаре ребята будут проявлять активную гражданскую позицию в вопросе противодействия коррупции.
Источники и литература:
Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml
Национальный план противодействия коррупции. 2008г. 31 июля
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета.
2009г. 19 мая.
Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.02.2009 г.).
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Российская газета. 2008г. 30 декабря.
Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальныйопыт борьбы с коррупцией. М., 2004г.
Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников науроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2009г.
Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А.Кабанова. М., 2008
Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного.СПб., 2000г.
Приложение 1
Документ 1. Основные признаки коррупционного действия
Документ 2. Из Федерального закона от 25 декабря
«О противодействии коррупции»
(Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года.
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года)
1) Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
Документ 3. Из Уголовного кодекса РФ
(в редакции от 13.02.2009г.)
Статья 290. Получение взятки.
Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу.
в) с вымогательством взятки;
г) в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
Статья 291. Дача взятки.
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника –
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.