Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

Т.Н. Зайцева. Методическая разработка занятия «Коррупция и как с ней бороться»


Автор: Зайцева Татьяна Николаевна, методист ГБУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 10 лет, первая квалификационная категория.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Семинар с элементами дискуссии  «Коррупция и как с ней бороться».
Возрастная группа обучающихся – 8-9 класс.
 
Вопросы для подготовки
- исторический аспект коррупции;
- коррупция и ответственность за коррупционные деяния;
- роль системы образования в формировании антикоррупционного мировоззрения.
 
Цели семинара:
- развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути решения;          
- умение работать с различными источниками и большими объемами информации, выделять главное и делать выводы;
- формирования коммуникативной культуры учащихся;
- воспитания правовой культуры.
 
Задачи семинара:
- обеспечить формирование у школьников целостной системы знаний по поводу антикоррупционного законодательства;
- обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях.
 
Оборудование
- мультимедийный проектор
- мультимедийная презентация к уроку (приложение 1)
 

Ожидаемые результаты:

способствовать созданию антикоррупционной атмосферы в обществе, предупреждению коррупционного поведения граждан, формировать антикоррупционную устойчивость личности; показать на различных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества; выявить эффективные  пути  противодействия  различным формам проявления коррупции в повседневной жизни.

 

I. Подготовка к семинару:   

- Раздача вопросов участникам семинара для подготовки к семинару;

- Организация  консультаций.

 

II. Проведение  семинара.

    Семинар начинается вступительным словом учителя:

Существует ли действительно проблема коррупции или все это преувеличение? Коррупцией охвачены все сферы  деятельности в государстве?  

Коррупция только в России или коррупция – это проблема всех стран?

 

Учитель предлагает приступить к обсуждению вопросов.

 

            1. Исторический аспект коррупции

Тезисы подготовленных выступлений:

  • коррупция (от латинского слова «подкуп») – не просто безнравственное поведение;
  • коррупция – это преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения;
  • используя свое служебное положение и связи, коррупционеры заключают незаконные соглашения с предприятиями, приобретая пакеты акций;
  • «проталкивают» за определенную мзду то или иное выгодное узкому кругу лиц решение;
  • берут взятки с предпринимателей и рядовых граждан, грубо нарушая их права;
  • при формировании кадрового состава в бюрократическом аппарате нередко господствует протекционизм, т.е. подбор по признакам родства, землячества, личной преданности;
  • все эти формы коррупции наносят существенный ущерб обществу, порождают недоверие к государственной власти.

В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: проблема коррупции не выдумана, она действительно существует, и ее надо решать.

 

Вопрос  для  дискуссии:  коррупция появилась недавно или это историческое явление?

 

            Учащиеся  приводят  аргументы своей точки зрения, например:

«Коррупция – это явление современности»:

  • важным этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв., так как началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников;
  • в XX веке рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала;
  • по мере роста значения политических партий в развитых странах получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.

«Коррупция – явление историческое»:

  • исторические корни коррупции восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения;
  • дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена, поэтому еще до появления государства плата жрецу или вождю была нормой;
  • по мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием;
  • на практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов;
  • с аналогичными  проблемами сталкивались и фараоны  Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати;
  • особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля;
  • в период СССР на бытовом уровне постоянный дефицит и распределительная система  привели к созданию всеобщей системы подношений за все виды дефицитных товаров и услуг; небольшие взятки, «благодарность», подношения воспринимались массовым сознанием практически как норма, как естественная форма отношений людей, скорее как проявление уважения, чем унижающий другого человека поступок; успешность человека зависела не столько от трудового усердия, сколько от его места в системе личных отношений с «нужными людьми», такие социальные отношения были представлены в виде блата.

(Учащиеся  могут приводить любые  другие  аргументы, соответствующие теме дискуссии).

В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу:  коррупция не  является проблемой только современности, так как уходит своими корнями  в историческое прошлое.

2. Коррупция и ответственность за  коррупционные деяния

  • Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года;
  • в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира;
  • конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года; цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека.    
  • в марте 2006 года Конвенция ООН против коррупции была ратифицирована в России;

31 июля 2008г. утвержден Национальный план противодействия коррупции. В документе констатируется, что: «Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нор

  • проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации».
  • 1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО). 7 мая 2009 г. наша страна подписала дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию.

   Вопрос  для  дискуссии:  какие меры должно использовать государство, чтобы эффективно бороться с коррупцией?

  • к наиболее успешным странам по эффективности борьбы с коррупцией в настоящее время относятся Китай и Гонконг;
  • великому китайскому реформатору Дэн Сяопину принадлежат слова: «Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь»; Эта установка лежит в основе всей борьбы с коррупцией в современном Китае: начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным кодексом, взяточничество в Китае являлось преступлением и каралось либо пожизненным заключением, либо казнью. 

«Необходим разумный подход»:

  • еще в древности, несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам; в лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер;
  •  Нидерланды относятся к числу стран с одним из самых низких уровней коррупции, хотя система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах не включает очень жестких мер: основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.

(Учащиеся  могут приводить любые  другие  аргументы, соответствующие теме дискуссии).

 В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу:  без массового осознания гражданами вреда коррупции не может произойти серьезных положительных  перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

 

3.Роль системы образования в формировании антикоррупционного мировоззрения.

Слово учителя: «Первоочередной задачей в борьбе с коррупцией является формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания. С этой целью профилактические мероприятия должны проводиться со всеми участниками образовательного процесса: от руководителей до учащихся.

Учащимся предлагается  назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.

Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.

 

Этап подведения итогов учебного занятия: семинар с элементами дискуссии завершается заключением; оцениваются  выступления участников (насколько полезны были выступления, насколько инициативны учащиеся в определении своего места в реализации замысла дискуссии).

            В заключительном слове учитель выражает надежду, что все присутствующие на семинаре ребята будут проявлять активную гражданскую позицию в вопросе противодействия коррупции.

 

 Источники и литература:

 

Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml

Национальный план противодействия коррупции. 2008г. 31 июля

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета.

2009г. 19 мая.

Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции от 13.02.2009 г.).

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Российская газета. 2008г. 30 декабря.

Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальныйопыт борьбы с коррупцией. М., 2004г.

Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников науроках истории и обществознания: методическое пособие. М.: «Вентана-Граф», 2009г.

Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Под ред. П.А.Кабанова. М., 2008

Коррупция и борьба с ней: Роль гражданского общества / Под ред. М.Б. Горного.СПб., 2000г.

 

Приложение  1

 

Документ 1. Основные признаки коррупционного действия

  1. Обоюдное согласие участников действия.
  2. Наличие взаимных обязательств.
  3. Получение  определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.
  4. Принимаемое решение нарушает закон или противоречит  моральным нормам.
  5. Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.
  6. Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

 

Документ 2. Из Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

«О противодействии коррупции»

(Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года.
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года)

 

1) Коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

 

Документ 3. Из  Уголовного кодекса РФ

(в редакции от 13.02.2009г.)

Статья 290. Получение взятки.

          Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу.

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

 

Статья 291. Дача взятки.

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

 

Следующая статья »