Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

Е.В. Лексина. Антикоррупционное воспитание на уроках экономики и географии (статья опубликована в декабре 2016 года)


Автор: Лексина Елена Васильевна, учитель географии и экономики, ГБОУ школа № 425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 15 лет, первая квалификационная категория.

 

"Коррупция должна быть не просто незаконной.
Она должна стать неприлично
й"
Д.А. Медведев, премьер-министр РФ

Сегодня коррупция рассматривается как одно из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России. Она представляет собой угрозу национальной безопасности, а, следовательно, порождает необходимость создания системы антикоррупционного воспитания.

            Работа по формированию у школьников антикоррупционного мировоззрения является частью антикоррупционной государственной политики.

            Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Я работаю учителем географии и экономики 4-й год, экономика изучается углубленно как в среднем, так и в старшем звене. Предлагаю свой вариант введения элементов антикоррупционной проблематики в рамках уроков экономики в старшем звене и во внеурочной деятельности.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных от ношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Поэтому на уроках экономики коррупция рассматривается как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; освещается исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, у учащихся целенаправленно формируется негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развиваются навыки антикоррупционного  поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества. Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в учебном заведении является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятная для его интеграции среда - социальные дисциплины: обществознание, история, экономика, и т.п.

Каким образом можно интегрировать антикоррупционное просвещение и воспитание в процесс экономического образования?

Экономика, 8 - 9 класс

Раздел экономики

Элементы программы, в которые возможно включение тематики, связанной с коррупцией

Элементы содержания по антикоррупционной проблематике

Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика

Рыночная экономика

Смешанная экономика

Роль государства в экономике.

Коррупция «рыночный ответ»

на слабость государства.

Функционирование рынка

Выигрыш потребителя и производителя

Налоговое бремя. Уплата и освобождение от налогов. Снижение налогового бремени.

Фирма. Производство и издержки

Основные источники финансирования бизнеса

Роль малого бизнеса в экономике

Менеджмент, его роль на предприятии

Коррупция, связанная с отмыванием денег

Предпринимательская этика

Должность,  должностное положение, злоупотребление им

Конкуренция и рыночные структуры

Конкуренция. Типы конкурентных рынков.

 

 

Антимонопольная политика государства

 

 

Олигополия.

Прозрачность информации о деятельности предприятий

Коррупция и ассиметричность информации

Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство

Особенности поведения олигополистов

Деньги и банковская система

Структура денежной массы

Увеличение наличного оборота как проявление «тенизации» экономики

Рынки факторов производства   распределение доходов

Рынок труда

 

Рынок капитала

Зарплата в конверте

 

Коррупция — причина бегства капитала из Росссии

Валовой внутренний продукт и национальный доход

Номинальный и реальный ВВП

Во что нам обходится коррупция

Экономический цикл. Занятость и безработица

Механизм экономического цикла

 

Теория социально - экономических циклов(циклов коррупции)

Инфляция

Причины инфляции

Коррупция ведет к инфляции

Экономический рост

Измерение экономического роста

Во что нам обходится коррупция

Экономика и государство

Экономическая политика, направления, инструменты.

 

 

 

Налоги, их виды.

 

Экономический аспект

коррупции. Коррупция как

стимул «тенизации» экономики.

 

Уклонение от налогов, их последствия. Роль налоговых служб.

Международная торговля и валютный рынок

Внешнеторговая политика: фритредерство и протекционизм

Фритредерство - путь уменьшения коррупции.

Вступление в ВТО - угроза или шанс?

Международная экономическая интеграция и глобальные экономические проблемы

Процессы интеграции и  глобализации.

 

Глобальные экономические

проблемы.

Коррупция в международном

экономическом сотрудничестве. Глобальная конкуренция и

проблемы коррупции.

Глобализация как процесс

создания новой системы мира.

Предпринимательство, его виды и мотивы

Деловая среда бизнеса

 

 

 

Прозрачность оформления документов, заявительный характер оформления документов. Деловая коррупция

Переход к рыночной экономике в России

Особенности

современной экономики России.

 

 

 

 

 

Место России в мире XXI в.

Коррупция как симптом

общественной и

государственной дисфункции. Коррупция как угроза

национальной безопасности

Российской Федерации.

Внеурочная деятельность по экономике

Формы внеурочной деятельности

Элементы содержания, в которые возможно включение тематики, связанной с коррупцией

Кружковая деятельность, элективные курсы

 

                        «Налоги России»

 

 

 

                        «Азбука страхования»

 

 

 

«Основы бизнеса и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основы менеджмента»

 

 

«Основы потребительских знаний»

 

Законодательная основа налогообложения

Выгодно ли платить налоги

Права и обязанности налогоплательщика

Профессионализм налогового служащего

 

Законодательные основы и регулирование страховой деятельности

Государственное и коммерческое страхование

 

Партнерские связи предпринимательства

Условия развития предпринимательства

Основы бухгалтерского учета и отчетности

Финансовое планирование

Финансы и кредит

Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса

Налогообложение

Риски и банкротство

Право собственности и имущество

Предпринимательская этика

 

 

Люди в организации

Управление деятельностью организации

 

Информация и потребитель

Деньги и потребитель

Как себя вести

Кто нас защищает

 

В содержании школьного образования и в частности в предмете «География» Федеральным государственным стандартом предусмотрено изучение ряда тем, способствующих приобретению знаний о территориальных особенностях России и политической картины мира; выявлению аспектов межнациональных отношений, особенностей хозяйства  разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.  В современных учебно-методических комплектах не предусмотрены темы, раскрывающие коррупционные или антикоррупционные действия, однако учитель  может включить в урок материалы, способствующие формированию компонентов антикоррупционного сознания. Например, предложить обучающимся выполнение различных учебных заданий,  приближенных к жизненным ситуациям. Также можно создать программу  факультатива, цикла внеклассных мероприятий или предметной недели. В работе с обучающимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного образования и воспитания  - формирование антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. Основными формами работы с обучающимися могут быть беседы, «мозговой штурм», ролевые и моделирующие игры, дискуссии, дебаты, практикумы, исследование, проектирование, прогнозирование. Предлагаемые виды деятельности на уроках географии: работа с текстами, терминами и понятиями, материалами СМИ, интернет-источниками, нормативной документацией; составление презентации, коллажа, проекта; проведение учебного исследования; прогнозирование.

Темы для проведения уроков или внеклассных мероприятий:

  • География проявления коррупции в мире;
  • Виды коррупции и формы ее проявления;
  • Самые коррумпированные отрасли хозяйства России;
  • Коррупционные проявления в разных отраслях хозяйства России;
  • Самые коррумпированные города России;
  • Самые коррумпированные страны мира;
  • Конвенция Организации объединенных Наций против коррупции.