СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Лексина Елена Васильевна, учитель географии и экономики, ГБОУ школа № 425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 15 лет, первая квалификационная категория.
|
"Коррупция должна быть не просто незаконной.
Она должна стать неприличной"
Д.А. Медведев, премьер-министр РФ
Сегодня коррупция рассматривается как одно из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России. Она представляет собой угрозу национальной безопасности, а, следовательно, порождает необходимость создания системы антикоррупционного воспитания.
Работа по формированию у школьников антикоррупционного мировоззрения является частью антикоррупционной государственной политики.
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Я работаю учителем географии и экономики 4-й год, экономика изучается углубленно как в среднем, так и в старшем звене. Предлагаю свой вариант введения элементов антикоррупционной проблематики в рамках уроков экономики в старшем звене и во внеурочной деятельности.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 - 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных от ношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Поэтому на уроках экономики коррупция рассматривается как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; освещается исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, у учащихся целенаправленно формируется негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развиваются навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества. Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в учебном заведении является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятная для его интеграции среда - социальные дисциплины: обществознание, история, экономика, и т.п.
Каким образом можно интегрировать антикоррупционное просвещение и воспитание в процесс экономического образования?
Экономика, 8 - 9 класс
Раздел экономики | Элементы программы, в которые возможно включение тематики, связанной с коррупцией | Элементы содержания по антикоррупционной проблематике |
Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика | Рыночная экономика Смешанная экономика | Роль государства в экономике. Коррупция «рыночный ответ» на слабость государства. |
Функционирование рынка | Выигрыш потребителя и производителя | Налоговое бремя. Уплата и освобождение от налогов. Снижение налогового бремени. |
Фирма. Производство и издержки | Основные источники финансирования бизнеса Роль малого бизнеса в экономике Менеджмент, его роль на предприятии | Коррупция, связанная с отмыванием денег Предпринимательская этика Должность, должностное положение, злоупотребление им |
Конкуренция и рыночные структуры | Конкуренция. Типы конкурентных рынков.
Антимонопольная политика государства
Олигополия. | Прозрачность информации о деятельности предприятий Коррупция и ассиметричность информации Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство Особенности поведения олигополистов |
Деньги и банковская система | Структура денежной массы | Увеличение наличного оборота как проявление «тенизации» экономики |
Рынки факторов производства распределение доходов | Рынок труда
Рынок капитала | Зарплата в конверте
Коррупция — причина бегства капитала из Росссии |
Валовой внутренний продукт и национальный доход | Номинальный и реальный ВВП | Во что нам обходится коррупция |
Экономический цикл. Занятость и безработица | Механизм экономического цикла
| Теория социально - экономических циклов(циклов коррупции) |
Инфляция | Причины инфляции | Коррупция ведет к инфляции |
Экономический рост | Измерение экономического роста | Во что нам обходится коррупция |
Экономика и государство | Экономическая политика, направления, инструменты.
Налоги, их виды.
| Экономический аспект коррупции. Коррупция как стимул «тенизации» экономики.
Уклонение от налогов, их последствия. Роль налоговых служб. |
Международная торговля и валютный рынок | Внешнеторговая политика: фритредерство и протекционизм | Фритредерство - путь уменьшения коррупции. Вступление в ВТО - угроза или шанс? |
Международная экономическая интеграция и глобальные экономические проблемы | Процессы интеграции и глобализации.
Глобальные экономические проблемы. | Коррупция в международном экономическом сотрудничестве. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции. Глобализация как процесс создания новой системы мира. |
Предпринимательство, его виды и мотивы | Деловая среда бизнеса
| Прозрачность оформления документов, заявительный характер оформления документов. Деловая коррупция |
Переход к рыночной экономике в России | Особенности современной экономики России.
| Место России в мире XXI в. Коррупция как симптом общественной и государственной дисфункции. Коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации. |
Внеурочная деятельность по экономике
Формы внеурочной деятельности | Элементы содержания, в которые возможно включение тематики, связанной с коррупцией |
Кружковая деятельность, элективные курсы
«Налоги России»
«Азбука страхования»
«Основы бизнеса и предпринимательства
«Основы менеджмента»
«Основы потребительских знаний»
| Законодательная основа налогообложения Выгодно ли платить налоги Права и обязанности налогоплательщика Профессионализм налогового служащего
Законодательные основы и регулирование страховой деятельности Государственное и коммерческое страхование
Партнерские связи предпринимательства Условия развития предпринимательства Основы бухгалтерского учета и отчетности Финансовое планирование Финансы и кредит Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса Налогообложение Риски и банкротство Право собственности и имущество Предпринимательская этика
Люди в организации Управление деятельностью организации
Информация и потребитель Деньги и потребитель Как себя вести Кто нас защищает |
В содержании школьного образования и в частности в предмете «География» Федеральным государственным стандартом предусмотрено изучение ряда тем, способствующих приобретению знаний о территориальных особенностях России и политической картины мира; выявлению аспектов межнациональных отношений, особенностей хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования. В современных учебно-методических комплектах не предусмотрены темы, раскрывающие коррупционные или антикоррупционные действия, однако учитель может включить в урок материалы, способствующие формированию компонентов антикоррупционного сознания. Например, предложить обучающимся выполнение различных учебных заданий, приближенных к жизненным ситуациям. Также можно создать программу факультатива, цикла внеклассных мероприятий или предметной недели. В работе с обучающимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного образования и воспитания - формирование антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. Основными формами работы с обучающимися могут быть беседы, «мозговой штурм», ролевые и моделирующие игры, дискуссии, дебаты, практикумы, исследование, проектирование, прогнозирование. Предлагаемые виды деятельности на уроках географии: работа с текстами, терминами и понятиями, материалами СМИ, интернет-источниками, нормативной документацией; составление презентации, коллажа, проекта; проведение учебного исследования; прогнозирование.
Темы для проведения уроков или внеклассных мероприятий: