Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

Е.Ю. Терешенко. Антикоррупционное воспитание младших школьников


Автор: Терешенко Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов, ГБОУ школа № 425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 4 года

 

«Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, -

значит вырастить угрозу для общества»

Теодор Рузвельт

Как известно, в обязанности школы входит не просто учить детей учиться, но и осуществлять воспитание обучающихся. Современная школа – это не только кладезь знаний и информации, но бесценный опыт и моральная опора в развитии достойных человеческих качеств, в формировании культуры поведения и потребности в соблюдении правил. Безусловно, школа не берет полностью на себя воспитание учащихся, но она играет немаловажную, а в некоторых случаях и определяющую роль в становлении личности. Образование неотделимо от воспитания: обучая – мы воспитываем, а воспитывая – обучаем.

В последние годы одним из актуальных стал вопрос о «антикоррупционном воспитании». Коррупция и школа. На первый взгляд ничего общего: два разных мира – мир взрослых, в котором очень остро стоит проблема коррупции, и мир детей, такой далёкий от взрослых проблем, беззаботный и беспечный.

В чём же заключается антикоррупционное воспитание школьников? Какие понятия входят в него? Каковы его цель, задачи, содержание, формы и методы? А главное, как реализовать его в начальной школе; какие качества мы должны воспитывать в младшем школьнике, чтобы содействовать формированию у него антикоррупционного сознания, мировоззрения?

Эти и другие вопросы принесли с собой ряд трудностей, с которыми, наверняка, столкнулись педагоги. Я попробовала сама разобраться и найти ответы на эти вопросы с точки зрения учителя начальных классов.

Прежде, чем приступить к антикоррупционному воспитанию, учителям следует выяснить для себя суть коррупции как явления. Поэтому своё исследование в данном вопросе я начала с определения понятия «коррупция», а также целей и задач антикоррупционного воспитания, которые представлены на слайде.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. определяет коррупцию как социально-юридическое явление, означающее «злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица».

В методических рекомендациях «Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении», подготовленные ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования» Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, дается следующее определение: коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству).

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

-   Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

-   Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

-  Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Итак, сейчас «коррупция» кратко характеризуется как злоупотребление властью для получения личной выгоды, а воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения является частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни.

Будучи целостным процессом, антикоррупционное воспитание реализуется на разных ступенях обучения в зависимости от возрастной группы обучающихся: начальная, основная и старшая школы. На каждой ступени оно имеет определенное своеобразие, проявляющееся в его содержании, формах и методах.

Для меня, как для учителя начальных классов, более актуален вопрос антикоррупционного воспитания на ступени начального общего образования, который, как я выяснила, реализовывается через воспитание ценностных установок. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также с учётом требований ФГОС НОО, в настоящее время определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников, которые можно увидеть на слайде:

В ходе формирования личностной культуры обучающегося в начальной школе выделяют такие важные задачи, как:

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;
  • формирование осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В рамках воспитательного процесса педагогическим работникам начальной ступени общего образования также необходимо обратить внимание на решение задач антикоррупционного воспитания, определенных «Национальной стратегией противодействия коррупции РФ».

Обратите внимание, на ступени начального общего образования понятия «коррупция» и «антикоррупция» не используются. Задачи антикоррупционного воспитания решаются в рамках следующих направлений программы воспитания общеобразовательной организации (на слайде):

  1. Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; неподкупность, честность, доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; бескорыстие; великодушие; взаимопомощь; свобода совести и вероисповедания.

Приобщение школьников к данным нравственным ценностям начинается уже на ступени начального общего образования и осуществляется последовательно в каждом классе с расширением понятий. Данная работа учитывает возрастные особенности учащихся и направлена, главным образом, на воспитание ценностных установок. С младшими школьниками мы говорим о том, что будет понятно и близко им: о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность за её судьбу. При этом, как отмечалось ранее, понятие «коррупция» не употребляется. Учащихся обращают к примерам подвигов во имя Отечества, уважения к людям, готовности безвозмездно оказывать помощь и услуги. Однако, как заметил Жан-Жак Руссо: «Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным». Поэтому в то же время воспитывается неприязнь к отрицательным качествам: проявлениям эгоизма, жадности, лжи, лицемерия, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Именно эти результаты становятся базой для рассмотрения сущности коррупции в курсах обществознания в основной школе.

Следующей моей задачей было разобраться, какие виды деятельности и формы занятий для решения задач антикоррупционного воспитания можно использовать в начальной школе. Информация представлена в таблице.

Виды деятельности

Формы занятий

Ознакомление с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, обязанностей гражданина.

Беседы, просмотр кинофильмов, в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах.

В процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, этические беседы, участие в творческой деятельности (театрализованные постановки, литературно-музыкальные композиции).

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы.

Участие в коллективных играх, опыт совместной деятельности.

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия.

Социальные проекты (на уровне класса, школы).

Проанализировав данные, мы можем с уверенностью сказать, что учителя практически каждый день осуществляют антикоррупционное воспитание, которое осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, так и нетрадиционных, таких как разного рода ученических занятий во внеурочном образовании: акции, проекты, ученические конференции, круглые столы и другие мероприятия.

В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то целесообразно планировать антикоррупционное мировоззрение младшего школьника через классные часы, беседы, лекции, диспуты, дискуссии, деловые игры, игры по станциям, конкурсы сочинений и плакатов, обсуждение на уроках и внеурочных занятиях проблем, связанных с гражданственностью и патриотизмом, понятиями морали и нравственности.

В результате проводимой работы, ребята учатся совершать добрые, хорошие дела и поступки, у них формируется правовое отношение к явлениям окружающей жизни, воспитываются духовные и нравственные качества личности ребенка, честность, справедливость, развивается активное культурное сознание и воля для практической реализации нравственных норм и правил.

Приоритетное значение для решения задач антикоррупционного воспитания в начальной школе имеет такой учебный предмет, как «Литературное чтение». Его программа разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений, а система вопросов и заданий обращена к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.

Рассказы на этическую тему помогают обучающимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Они служат источником знаний, способом использования положительного примера в воспитании, обогащают нравственный опыт личности опытом других людей. Неотъемлемой частью учебной деятельности в начальных классах является чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, которые помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, порядочности, бескорыстии.

Успешную реализацию для антикоррупционного воспитания создает и учебный предмет «Окружающий мир». В результате изучения материалов блока «Человек и общество» у обучающихся формируются представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости, о ценности дружбы, согласия, взаимной помощи, бескорыстия. В содержании некоторых разделов программы предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию элементов антикоррупционного сознания: взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Можно благоприятно реализовывать антикоррупционное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность, например, курс по экономике. Цель курса – заинтересовать экономической наукой, ввести в сложный мир экономических отношений, научить понимать негативную сторону коммерциализации. К концу освоения курса учащиеся начальной школы имеют представления:

  • о товаре как о благе;
  • собственных затратах; рынке как отношениях, складывающихся между потребителем и производителем;
  • услугах как особой форме коммерческой деятельности;
  • материальных затратах;
  • капитале как о деньгах, приносящих прибыль;
  • рассматривают положительные и отрицательные стороны конкуренции, понятие «штрафы», соблазн получения прибыли любым путем и т. д.

В курсе светской этики ставится задача создания у учащихся системы нравственных ориентиров на основе изучения ценностей (что всего дороже и ни за какие деньги не купишь). Младшие школьники знакомятся с такими ценностями, как жизнь, достоинство, здоровье, свобода человека; любовь, забота, доброта; дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека; права и обязанности человека, правила взаимодействии «я» ученика с людьми в различных ситуациях; общественный порядок и его охрана, строгие требования закона; Родина-Россия, и осознают их.

В заключении хочется отметить, что антикоррупционный компонент входит в духовно-нравственное развитие и воспитание личности и опирается на правовые понятия и знания. Реализация системы антикоррупционного воспитания требуют от педагогического коллектива творческих и ответственных подходов. Необходимо учитывать и то, что эффект от любых проводимых школьных мероприятий будет виден не сразу, т.к. формирование антикоррупционного сознания требует времени. И только проводя систематическую и целенаправленную работу, мы сможем получить поколение, нетерпимое к коррупционным действиям, и достичь необходимых воспитательных результатов:

- сформированы начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

- накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- сформировано неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- утверждена способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Изученная мной научно-методическая литература является одним из первых шагов для создания системы антикоррупционной воспитательной работы учителя начальных классов. Если работа по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению духовно-нравственных установок человека будет проводиться в системе, с 1 класса и до окончания школы, то непременно даст положительный результат. Потому как школа – это большой дом, а дети, их родители, учителя – это семья, для которой очень важно не «вырастить угрозу для общества», а реализовать главную цель – воспитать достойных личностей и настоящих граждан России.

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека». В.Г. Белинский

Перезентация к статье

 Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Большой юридический словарь /Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – 2-е изд. - М., 2000.
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 3-е изд. - М., 2013.
  4. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Антикоррупционное воспитание: система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении. Методические рекомендации /Под научной редакцией С. В. Жолована. - СПб.,  2010.
  6. Антикоррупционное воспитание. Методические рекомендации по формированию и реализации системы антикоррупционного воспитания в общеобразовательных организациях Республики Татарстан./Под научной редакцией В.И. Пискарев, к. и. н., зав. отделом стратегии и программ развития образования ГАОУ ДПО «ИРО РТ».- Казань, 2014.
  7. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/11/07/antikorruptsionnoe-vospitanie-detey-i-podrostkov
  8. http://www.c-psy.ru/index.php/administarators/psyhologiyaupravleniya/kadry/11098-2012-06-21-16-15-44
  9. http://millionstatusov.ru/aforizmy/vospitanie/page-3.html
  10. http://doc4web.ru/pedagogika/antikorrupcionnoe-vospitanie.html
  11. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/01/28/antikorruptsionnoe-vospitanie-uchashchikhsya