Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

Л.В. Дибакина. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания


Автор: Дибакина Людмила Васильевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 30 лет, первая квалификационная категория

 

Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе в нашей стране, - тема противодействия коррупции. По словам Президента РФ, «коррупция - это угроза для любого государства. Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на его имидже. Но самое главное - коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься», поэтому необходимо дать системный ответ этому незаконному явлению. Отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с коррупцией, системы мер по противодействию этому негативному явлению, массового осуждения общественным сознанием коррупционного поведения приводит к укоренению этого страшного - социального недуга.

За рубежом современное антикоррупционное законодательство развивается в сторону использования всего арсенала  средств борьбы (не только уголовно - правовых) а с акцентом на предупреждение, профилактику коррупции. К сожалению, реже всего граждане РФ склонны видеть источник коррупции в низком уровне правовой культуры и законопослушности подавляющей части населения. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития, и важная роль в становлении личности должна быть отведена школе. Уровень образования населения, его правовой культуры — это не только престиж страны, но и вопрос её национальной безопасности. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестироватьв своё будущее?» сделан неутешительный вывод: «Школа не даёт сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций». Особенность современного момента заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. Современные антикоррупционные меры в основном направлены на ужесточение контрольных и репрессивных действий по отношению к чиновникам и не затрагивают основы существования коррупции как в государстве, бизнесе, так и в общественном сознании в целом. Всё это требует серьёзного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия коррупции. Участие или неучастие в коррупционной деятельности - это, прежде всего, проблема нравственного выбора. Для того, чтобы выбор был максимально осознанным, необходимы информация, знания, наглядные отрицательные примеры, чётко определенная позиция государства и гражданского общества. Постановка проблемы взяточничества, знакомство с историческим опытом противодействия коррупции, чрезвычайно важны для практических действий по предотвращению и профилактике коррупции во всех её формах и проявлениях, предупреждению и нейтрализации коррупционного поведения как образа жизни. Известно, что мировоззрение — это система  обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения, выражающиеся в представлении, что коррупция мало опасна, касается далеко не всех, а её дальнейшая «судьба» не зависит от каждого члена общества. Еще в середине XIX в. русский историк, публицист И.П. Липранди (1790—1880) убеждал, что каким бы государство ни было сильным, оно «не сможет превратить людей в ангелов. Стремление вовсе уничтожить коррупцию — цель нигде не достигнутая…». Несмотря на это, следует затруднить, пресечь пути к злоупотреблениям. А для того, чтобы бороться с этим социальным недугом, делает вывод автор, надо знать ситуацию.

На уроках истории и обществознания важно рассмотреть коррупцию как социально-историческое явление, осветить исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимания вреда, причиняемого им обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизма и т.д.) Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально этических принципов человека, особенно детей и молодежи, воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно не совместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы. На это ориентируют требования государственного образовательного стандарта по истории. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников предполагает решение ряда задач:

·- дать общее  представление об исторических формах коррупции - особенностях её проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

·- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

·- конкретизировать знания приёмов противодействия коррупционному поведению;

·- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Содержание по антикоррупционной тематике может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания - в программы спецкурсов (элективов) для старшеклассников.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы самостоятельных творческих работ и др. позволят углубить и конкретизировать знания учеников в данной области, корректировать  формирующееся мировоззрение. Они могут быть предложены при обсуждении на уроке в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой ресурсами Интернета и т. д. Учитель сможет выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать установки на антикоррупционное сознание и поведение.

Инновационным направлением в методической деятельности педагога может стать разработка системы заданий проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников - лабораторно-практические занятия, дискуссии, интернет-уроки, ролевые, интеллектуальные организационно - деятельностные и другие игры.

При этом следует отметить отсутствие в содержательном Минимуме действующих образовательных стандартов по истории и обществознанию таких понятий, как «коррупция», «меры противодействия коррупции». Важно перевести проблему противодействия коррупции в обществе на педагогический, методический язык, прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников такого учебного содержания. Безусловно, обогащение программ и учебников идеями и материалами об антикоррупционной деятельности ещё не гарантирует успешного воспитания. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.