Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

Н.П. Коваленко. «Опыт работы по формированию антикоррупционного мировоззрения младших школьников. Что такое хорошо?»


Автор: Коваленко Наталья Петровна, учитель начальных классов ГБОУ НШ-ДС № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 25 лет, первая квалификационная категория.

 

Сегодня мы всё чаще слышим о коррупции и борьбе с ней. Эта тема стала злободневной. Давайте сначала задумаемся, что такое коррупция? Если заглянуть в словарь, то там дано очень чёткое определение, что это такое. Корру́пция (от лат. Corrumpere — растлевать, лат. Corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

Для меня, как человека, гражданина своей страны, это, прежде всего ложь, взяточничество, воровство, попирание нравственных законов. А можем ли мы, учителя, каким-то образом противостоять коррупции? Как мы можем что-то изменить? Тем более учителя начальных классов? Конечно, можно отмахнуться, мол, – это проблема правоохранительных органов. Да и люди, работающие на ответственных должностях, имеющие власть, нас и не спросят. Деньги правят миром. Но ведь все эти люди, когда-то были маленькими, учились в школе. Не мы ли, педагоги, должны создавать атмосферу добра, взаимопонимания, веры в справедливость. Ещё Николай Гаврилович Чернышевский говорил «Важнейший капитал нации – нравственные качества народа».

Учительчеловек, который может влиять на детские умы. Мыслители и педагоги всех времён, начиная с глубокой древности, подчёркивали высокое общественное значение учителя. Мы являемся авторитетом для ребят. У нас есть самое важное – это время, которое мы проводим с детьми, которого так не хватает родителям. Надо сделать так, чтобы уроки трогали души детей, зарождая в них истинные ценности, нравственные устои, непоколебимую веру в справедливость.      Учитель, прежде всего – воспитатель. Основная наша задача –  воспитывать в учащихся ценностные установки:

- уважение к демократическим ценностям;

- неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом;

- честность;

- ответственность за действия, поступки;

- постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.

«Разумное и нравственное всегда совпадают» – говорил великий писатель и педагог Л.Н. Толстой.

В рамках сложившейся системы воспитательной работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного воспитания не ставилась. Ориентация учащихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания школьников обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности обеспечивало профилактику девиантного поведения учащихся в целом. Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Начинать профилактику необходимо уже в начальных классах. И тогда, на следующей ступени, учащиеся будут готовы:

- находить, передавать информацию и распоряжаться ею;

- рационально планировать и самостоятельно организовывать свою деятельность;

- распоряжаться временными ресурсами;

- действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно;

- брать на себя ответственность за свои действия;

- конструктивно решать расхождения и конфликты;

- принимать самое активное участие в жизни школы, района, а при необходимости брать на себя роль лидера.

Каковы же основные задачи антикоррупционного воспитания детей младшего школьного возраста:

-   познакомить (в соответствии с младшим школьным возрастом) с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

 - поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

 - воспитывать честности в процессе игровых занятий и учебной деятельности.

 - формировать положительное отношение к хранителям порядка.

Поскольку основной целью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины.

Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений, конечно, являются «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт, и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, польза, обмен, подарок, бескорыстие, благодарность и т.д.

В начальной школе – при изучении предмета «Окружающий мир»:

Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

 - Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

 - Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

 - Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

 - Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и

фамилии членов семьи.

 - Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

 - Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и в других общественных местах.

            Конечно, это наши школьные проекты: «Семья», «Я – ученик», «Наш класс, наша школа» и т.д.

Литература: как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно-методических комплектах (в частности «Школа России», по которому мы работаем). А также система вопросов и заданий (методический аппарат учебников), обращенных к жизненному опыту ребенка, к его проблемам. В течение всего периода обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости, о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости, об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека, о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека. В русской литературе огромное количество произведений, где явно и целостно раскрываются эти темы. Уже в 1 классе дети читают произведения великого русского писателя Л.Н. Толстого, специально написанные для детей. Эти произведения очень маленькие, но ёмкие по нравственному содержанию: «Старый дед и внучек», «Два товарища», «Муравей и голубка», «Косточка».

Дети, их судьбы, характеры всегда волновали писателей. Это рассказы В. Осеевой: «Синие листья», «Волшебное слово», А.П. Гайдара: «Совесть», «Горячий камень», Л. Пантелеева «Честное слово», Н.Носова «Огурцы», Л.Андреева «Кусака», да и многие другие… Эти произведения помогают ответить на вопрос – что такое хорошо?

Конечно, не все из перечисленных произведений есть в программе, но их, зачастую, мы включаем на таких нетрадиционных уроках как творческая мастерская, безусловно, и на классных часах и во внеурочной деятельности, посещаем театры, смотрим спектакли, которые воспитывают нравственное начало, идеалы, нравственные принципы.

В предмете «Основы  религиозных культур и светской этики» , 4 класс: Федеральным государственным стандартом предусмотрено изучение тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания.

  • Этика и этикет;
  • Вежливость;
  • Добро и зло;
  • Дружба и порядочность;
  • Честность и искренность;
  • Гордость и гордыня;
  • Семья;
  • Правила твоей жизни.

 В  учебно-методических комплексах эти стратегические темы раскрываются более локально, в том числе и с элементами антикоррупционных понятий. Однако термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются. В результате обучения у учащихся должны быть сформированы четкие представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Конечно, формирование антикоррупционной понятий продолжается и на классных часах, и во внеурочной деятельности. Но один учитель мало что может изменить. Необходима поддержка родителей, работа с семьёй.

Сразу хочу отметить, что эффект от любых проводимых школьных мероприятий будет виден не сразу. Формирование антикоррупционного мировоззрения требует немало времени. И только проводя систематическую работу, через несколько лет мы сможем получить поколение, нетерпимое к коррупционным действиям.