Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

Д.Е. Матвеева. Антикоррупционное воспитание в рамках школьного историко-обществоведческого курса.


Автор: Матвеева Дарья Евгеньевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

 

Изучение проблематики коррупции в современном обществе является компетенцией целого ряда гуманитарных и социальных наук: истории, обществознания, социологии, экономики, политологии и юридических наук.

Применительно к российской действительности изучение данного общественно-социального явления рассматривается через призму законодательства РФ. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет основные принципы противодействия коррупции, средства борьбы с ней, возможные меры минимизации/ ликвидации последствий коррупции. Наиважнейшее значение в данном законодательном акте отводится профилактике коррупции, как явления в целом. Также в Федеральном законе определены первоочередные меры, способные укрепить действенность профилактической работы, ведущим способом определено – формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

В рамках школьного историко-обществоведческого курса всесторонне изучается как современное российское общество, так и общество прошлых лет. Проблемы изучения современного общества тесно переплетаются с проблемами современного образования. А школа является важнейшим институтом становления личности. Школа - это первооснова воспитания правосознания личности, здесь закладывают основы правовой культуры индивидуума, поэтому значимость школы переоценить трудно.

Антикоррупционная направленность должна красной нитью проходить через все полотно историко-обществоведческого образования современного школьника. Здесь стоит принимать во внимание то, что учитель должен вводить в изучаемый курс систему антикоррупционных идей, принципов, взглядов, отражая разрушительные последствия данного явления, как для отдельной личности, так и для целых социальных групп и всего общества. Основной тенденцией в курсе антикоррупционного воспитания школьников должно быть формирование гражданственности, чувства общественного долга и личной ответственности за судьбу страны. В процессе формирования антикоррупционного мировоззрения школьника учитель должен заложить основы гражданской и нравственной основы личности.

Безусловно, для того чтобы представить школьнику ясную картину подобного явления, необходимо весьма подробно углубиться в его основы. Достижение указанной цели обусловлено решением ряда задач:

-подробно разобрать причинно-следственные связи появления и развития данного явления, дать четкое определение коррупции, указать на губительность её последствий;
-помочь ученикам научиться распознавать коррупционные проявления во всех многообразиях;
-дать оценку данному социальному явлению с опорой на принцип историзма (привести яркие примеры);
- сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
-сформировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
- продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
- сформировать основы правовой грамотности.

Для реализации поставленных целей в образовательный историко-обществоведческий блок необходимо внедрить элективные курсы для обучающихся по проблеме противодействия коррупции. Конечно же, включить вопросы по противодействию коррупции в перечень вопросов для олимпиад по обществознанию, праву. Организовать проведение конкурсов сочинений, школьных плакатов, рисунков, творческих работ, круглых столов, обсуждений, дебатов, молодежных социальных акций, информационно-просветительских встреч антикоррупционной направленности, а также иных мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря).[1]

Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов обществознания, права, истории, литературы, географии, в программу спецкурсов для старшеклассников.

Серьезную роль в формировании антикоррупционной этики и антикоррупционного мировоззрения здесь могут сыграть спецкурсы и факультативы по истории социальной мысли, религии, по основам традиционной культуры, основам православной культуры, мировоззренческим и нравственным основам мировых религий[2].

На уроках с учащимися важно рассмотреть коррупцию как явление правовое, социально-историческое, социально-экономическое. Указать на исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (подобно воровству, клевете, алкоголизму и наркомании).

Список литературы:

[1]           Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: методические рекомендации/ авт.-сост. О.Н. Журавлева; под общей ред. С.В. Жолована. -СПб.: СПбАППО, 2009.

[2]           Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: Методическое  пособие  /Качкина Т.Б., Качкин А.В. – Ульяновск, 2009.  -  102 с.