Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

М.Н. Нестерова. Антикоррупционное воспитание на уроке математики.


Автор: Нестерова Марина Николаевна, учитель математики, ГБОУ школа № 425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 32 года, высшая квалификационная категория.

 

Само понятие «коррупция» как таковое на уроках математики не употребляется. Если только в старших классах. Но, тем не менее, на уроках математики ведется антикоррупционное просвещение и воспитание учащихся. Можно выделить темы из школьной программы по математике, способствующие созданию определенной системы знаний, касающейся данного вопроса, Это следующие темы:

  • 5, 6 классы «Проценты».
  • 6 класс «Отношение. Пропорции».
  • 7 класс «Графики (возрастание, убывание)».
  • 8 класс «Задачи на составление уравнений».
  • 9 класс «Прогрессии».
  • 10,11 классы «Задачи на сложные проценты».

При изучении данных тем полезно использовать материал о налоговой системе, кредитной, банковской системе, бюджете государства, о проведении выборов, о ценообразовании, скидках, наценках. При составлении заданий брать реальные жизненные ситуации, связанные с покупками, расчетами оплаты за коммунальные услуги, взятием кредита или открытием вклада в банке и т.д. Это способствует расширению жизненного опыта, созданию антикоррупционного мировоззрения учащихся.

Коррупция процветает в той стране, где низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства. Поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и на уроке математики.

Духовно-нравственное воспитание формирует у человека:

 - нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);

 - нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);

 - нравственную позицию (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);

 - нравственное здоровье (воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);

- нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Математика – это не просто область знаний, но и важнейший элемент общей культуры, язык научного восприятия мира. Мне думается, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Обучение этому предмету воспитывает в человеке целый ряд черт, способных в дальнейшем стать важнейшими в его нравственном облике.

Математика учит планировать деятельность и оптимизировать ее, принимать решения, проверять свои действия, исправлять ошибки. Человек обучается доказывать, обосновывать свои выводы и действия, а также различать утверждения аргументированные и бездоказательные, а значит, в будущем, он сможет понимать, что им пытаются  манипулировать  и хотя бы отчасти противостоять этому. Математика учит ничего не принимать на веру, вырабатывает привычку критически осмысливать информацию. И тогда человек, возможно, не будет попадаться на удочку различных аферистов.

Решение математических задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность, упорство в достижении  намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Эти качества, на мой взгляд, носят антикоррупционную направленность, т.к. обладающий ими человек четко выполняет свои обязанности, следует правилам, инструкциям, не ищет лазеек и обходных путей.

В процессе решения задач ученик учится тому, что для того, чтобы был результат, нужно предпринимать шаги, действия. А если получилась ошибка, нужно находить ее причины и исправлять их. Т.е. решение задач – это способ научиться действовать и не бояться ошибиться. А из исправления ошибок обязательно родится мудрость.

Занятия математикой формируют осознанное принятие учащимися правил решения жизненных проблем и учат  постоянно контролировать свои действия, давать себе мысленный отчет. Таким образом, закладываются основы антикоррупционного поведения. Но это влияние уроков математики, можно сказать, имеет скрытый характер.

Явно воспитательная функция урока математики осуществляется через содержательный материал текстовых задач, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся. Это могут быть задачи, включающие материал по истории нашей страны, Санкт-Петербурга, Кронштадта, задачи с экологическим содержанием.  Составлять такие задачи к уроку не так уж  и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Чтобы урок математики  пробуждал чувство сопричастности к величию своей страны, гордость за своих соотечественников. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать отдельное задание, в ходе выполнения  которого  учащиеся получат интересную информацию.

Прекрасным материалом для воспитания личности являются сведения из истории развития математики и других наук, без которых нельзя обойтись на уроке. Биографии многих  великих ученых являются  прекрасными примерами бескорыстного служения своей стране, науке, человечеству. Это Пифагор, Евклид, Лейбниц, Лобачевский, Ковалевская, Гаусс, Виет, Декарт, Ньютон и др. Какими были великие ученые? В какое время они жили? Когда и как увлеклись наукой? Какие открытия совершили? Какова была их судьба? Ответы на эти вопросы учащиеся получают не только в готовом виде, но и в результате выполнения различных заданий, записанных в необычной форме

Остановлюсь еще на одном воспитывающем моменте урока математики. У многих выдающихся людей есть лаконичные, но очень емкие по своему содержанию высказывания, способные оставить след в душе ребенка, дать толчок к размышлению. Например, заповеди древнегреческого ученого Пифагора живут и поражают своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них:

• «Статую красит вид, а человека – деяние его»;

• «Истинное отечество там, где есть благие нравы»;

• «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»;

• «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе».

Такие высказывания, а также пословицы и поговорки можно использовать в качестве эпиграфа урока или органично вписать в ход урока. А тему, затронутую на уроке, можно затем продолжить на классных часах.


« Предыдущая статья