Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №16 (март 2016) » Антикоррупционное обучение и воспитание школьников: проблемы и пути их решения в урочной деятельности

С.А. Шнайдер. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках литературы


Автор: Шнайдер Светлана Алексеевна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 36 лет.

 

Я работаю учителем русского языка и литературы в 5-х классах.

Вопрос формирования антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках литературы и русского языка был для меня достаточно неожиданным, несмотря на то, что вокруг нас много примеров, проблем и информации на эту тему.

Но как можно на примерах произведений школьного курса, говорить о коррупции, формировать антикоррупционное мировоззрение?

Задумавшись над вопросом, я поняла, что коррупция существовала всегда, только называлась иначе, и не обязательно объяснять её сущность математическими формулами.

Практически во всех произведениях, показывающих общественную жизнь, и даже в сказках, есть элементы, воспитывающие отвращение к взяточникам, нечестным власть – имущим, или просто служащим, от которых зависит судьба другого человека, надо только уметь заострить внимание детей на этих примерах, направить их на верный ход мысли.

В течение нескольких уроков мы изучали главы из повести программного произведения В.Г. Короленко – «Дети подземелья». В этом достаточно трагичном произведении мы отдельно выделили образ судьи – отца Васи, увидели отношение простых людей к честному, справедливому судье, никогда не бравшему взятки.

Вася слышит мнение Тыбурция: «Судья – самый лучший человек в городе», и вспоминает событие: «..граф кричал у нас в квартире: «Я вас всех могу купить и продать»…. А отец говорит: «Подите от меня вон»». События и трагичный конец произведения, позволили судье и сыну познать друг друга, справедливость и доброе отношение к людям сроднило их. Короленко своим ярким произведением смог заставить читателя сочувствовать добру, справедливости, стойкости за правду

 Во время беседы с учениками я увидела их стремление к честности, правде и справедливости, маленькое зернышко добра запало в их души и обязательно принесет свои плоды в будущее нашего общества. Дети поняли: чтобы заслужить уважение окружающих нужно быть честным, справедливым.

 На одном из уроков внеклассного чтения я предложила ребятам басню Крылова «Лисица и сурок». Мне даже не пришлось объяснять детям мораль басни, многие из них, пользуясь полученными из СМИ и современных фильмов информацией, сразу связали лису - судью со случаями несправедливости в современной жизни. При разборе таких произведений и их связи с современностью важно, чтобы дети поняли, что хорошо, а что плохо, удивительно, но мне пришлось встретиться и с таким явлением как попытки взять пример с отрицательного героя, «умеющего жить» (в кавычках), для которого личное благополучие и нажива выше человеческой морали. В таких случаях мне на помощь приходит класс, мнение близких товарищей помогает все расставить на свои места.

 Проблемы коррупции существовали всегда, народ страдал от взяточников, проходимцев и старался выставить их на всеобщее обозрение, посмеяться над ними, наказать их словом, предложить высокие человеческие ценности, показать истинный смысл жизни.

Ненавязчиво, без поучительных фраз, я пытаюсь натолкнуть ребят, в том числе, и при изучении темы «Устное народное творчество», интересуюсь как они понимают, например, пословицу «Рука руку моет», «Не подмажешь не поедешь», «Загребать жар чужими руками», «Умный берет, когда глупый дает», «Рыба гниет с головы», «Ты мне, я тебе». Ребята, почти всегда, правильно понимают смысл, остается только сформировать их отношение к изъянам общества, научить не оставаться в стороне от безобидных, на первый взгляд, но беспощадно разрушающим нашу страну явлениям коррупции.