Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №14 (сентябрь 2015) » Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

И.П. Найденова. Из опыта преподавания курса «Светская этика»


Автор: Найденова Ирина Павловна, учитель МХК ГБОУ СОШ №427, стаж работы 17 лет, высшая квалификационная категория.

 

Предмет «Основы светской этики» я веду уже пятый год.

В 2011 году наша школа была включена в список 19 учебных заведений, в которых должна была происходить апробация курса ОРКСЭ в Санкт-Петербурге. Апробация курса проходила под контролем кафедры социологии АППО: регулярное анкетирование детей и родителей, учебные семинары, обсуждение и анализ уроков коллег, занятия и экскурсии в храмы различных конфессий. Не скрываю, было очень тревожно браться за преподавание предмета, ощущая такое пристальное внимание. Но, как говорится, «осилит дорогу идущий», и в конце учебного года наша школа была награждена грамотой АППО за лучшее портфолио проделанной работы.

Этика, по определению Аристотеля, «дом, совместное проживание, жилище», а толкование слова свет в словаре Даля означает «мир, общество, жить в миру». Если мы соединим два этих значения, то получится очень интересное, ёмкое значение: жизнь всем миром в мире.

Такое представление о предмете во многом может определять позицию учителя. Я, например, на первом же уроке говорю детям, что этика – это наука о счастье, светская этика – предмет, который поможет нам стать счастливыми. Определяя для себя цель работы, я нашла слова на сайте еврейских общин: «Не для того мы рассуждаем о морали и нравственности, чтобы знать, а для того, чтобы быть хорошими людьми». Эти слова я несу с собой, как знамя, на каждый урок.

Программа и содержание предмета «Светская этика» насыщены этическими терминами, понятиями, сложными для младших школьников.

Каждый урок требует основательной подготовки для того, чтобы ярко, выразительно сложное сделать доступным для понимания детей. Я выбрала несколько методических приёмов и сделала их для себя правилами:

- опора на личный эмоциональный опыт ребёнка (актуальность, т.е. то, что значимо для него);

- диалоговый метод (опора на самостоятельность мышления);

- компетентностный и деятельностный подходы (выводы урока делают сами ученики; степень достижения целей урока оценивается вместе с учениками - в виде символов, рисунков, синквейна, маленького эссе).

Уроки не должны быть скучными или назидательными, традиционный урок с его монологизмом не допускается, потому что для изучения тем ребёнка надо вовлекать в обсуждение жизненных ситуаций.

До сих пор среди учителей задаются вопросы о нужности или ненужности преподавания предмета ОРКСЭ. В защиту полезности введения данного курса нужно сказать, что этот предмет не только расширяет кругозор  младшего школьника, но и способствует совершенствованию, духовному росту. Одиннадцатилетний ребёнок начинает понимать, что то, с чем он сталкивается и о чем думает, думали люди и тысячи лет назад, строили теории, создавали учения, решали вопросы добра и зла, совести – вечные вопросы.


Следующая статья »