Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №14 (сентябрь 2015) » Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

С.Ю. Кульбацкая. Реализация курса ОРКСЭ в начальной школе Кронштадтского района


Автор: Кульбацкая Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №418, стаж работы 26 лет, высшая квалификационная категория.

 

Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах семи общеобразовательных организаций Кронштадтского района с 2012 года. Курс реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой документов - Федерального закона «Об образовании в РФ» (статьи 87), Приказов Министерства Образования и науки РФ, Писем Министерства образования и науки РФ «О введении и реализации курса ОРКСЭ».

Курс внесён в учебный план и изучается один раз в неделю в 4-м классе.

Во всех образовательных учреждения созданы все организационные, методические, материально-технические условия, необходимые для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе.

В каждой школе локальным актом прописан регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Данные регламенты размещены на сайтах школ. В них содержится информация об особенностях изучения курса в каждой конкретной школе, разъясняются принципы добровольности выбора родителей одного из модулей, На сайтах всех школ размещены графики проведения мероприятий по выбору модулей и материалы по отдельным темам, рубрикам курса. Ребенком и его семьей уже в 3-м классе выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками. Известно, что успешное духовно-нравственное воспитание детей возможно лишь в согласованном взаимодействии семьи и школы.

Во всех школах района помимо ежегодных родительских собраний в 3-х классах проводятся опросы и анкетирование родителей с целью выявления информированности родителей. В большинстве школ нашего района проводятся открытые уроки в 4-х классах с приглашением родителей учащихся 3-х классов. В некоторых школах помимо родителей третьеклассников на собрания приглашают представителей общественных организаций, юристов. Во всех образовательных учреждениях района педагогами начальной школы, истории, обществознания, МХК проводится консультирование родителей по содержательным, организационным вопросам преподавания курса. Перед родительскими собраниями в библиотеках ОУ организуются выставки методической, учебной, художественной литературы, аудио-, видео-пособий по курсу ОРКСЭ.

Все участники образовательного процесса – педагоги и учащиеся обеспечены необходимыми учебно-методическими пособиями.

В школах есть ценный опыт проведения предметной недели курса ОРКСЭ с проведением открытых уроков, с защитой проектов, с проведением воспитательных мероприятий с приглашением родителей третиклассников.

Ежегодно специалистами АППО проводится мониторинг с целью выявления организационно-управленческих условий готовности ОУ к изучению комплексного курса ОРКСЭ. Как показал последний мониторинг, в нашем районе с каждым годом расширяется спектр модулей комплексного курса ОРКСЭ. Сначала введения данного курса родители выбирали только один модуль «Светская этика», то постепенно, год от года количество модулей увеличивается. В прошлом и в этом учебном году в большинстве школ района ведётся преподавание по 2-3 модулям - светской этике, основам мировых религиозных культур и православной культуре.

Все педагоги нашего города своевременно проходят курсы повышения квалификации. На базе нашего района совместно с кафедрой социального образования АППО в апреле-мае 2014года были организованы 72-часовые курсы «Теория и методика преподавания основ религиозных культур светской этики» по подготовке учителей начальных классов преподаванию курса ОРКСЭ. Был обучен 21 педагог начальных классов из всех школ нашего района.

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам. Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более результативным.

По мнению большинства учителей, введение курса ОРКСЭ в начальную школу в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. Через этот учебный предмет создаются условия для системного духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определенных ситуациях.

Одним из положительных моментов введения курса ОРКСЭ является то, что изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка.

Основной организационной формой обучения курсу ОРКСЭ является урок. Он обеспечивает организационную четкость, целостность и системность образовательного процесса, предоставляет возможность в рамках урока органично соединять фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, используя диалоговое обучение. Распространенной формой работы в начальной школе и актуальной в преподавании курса ОРКСЭ является эвристическая беседа, которая направлена на стимулирование познавательной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций. Но опыт показывает, что действие урочной деятельности недостаточно для полноценного восприятия и усвоения материала. Основной причиной этого является малое количество часов курса ОРКСЭ. Поэтому внеурочная работа, проводимая в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», является неотъемлемой частью данного учебного предмета. Внеурочная деятельность отличается от уроков тем, что участие в ней детей носит добровольный характер, который определяется интересами их семей.

Основными целями внеурочной деятельности являются обогащение личного опыта ребенка, расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к различным видам деятельности, активного желания активно участвовать в них, вовлечение учащихся в проектную деятельность, развитие умения работать в парах, группах, в коллективе.

Среди многообразия форм внеурочной деятельности, используемые при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить наиболее оптимальные формы для включения обучающихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера, посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов. Но основной формой работы при изучении курса ОРКСЭ является проектная работа, т.к. проектирование предполагает самостоятельную работу детей по отбору важной и нужной информации, но при сопровождении педагогов, родителей.

В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги, родители, школьники, но и религиоведы, деятели культуры и спорта, представители социальных служб.
Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики», что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний обучающихся.

В каждом образовательном учреждении накопился положительный опыт организации преподавания курса ОРКСЭ и реализации курсов, направленных на воспитание у учащихся нравственности, гражданственности и патриотизма, с учётом взаимодействия с родителями, педагогами, социальными партнерами. Этим опытом необходимо обмениваться между педагогами ОУ нашего района, Санкт-Петербурга, организуя практические семинары, круглые столы, конкурсы на лучшие разработки уроков по ОРКСЭ, педагогические чтения по интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.