Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №14 (сентябрь 2015) » Внеурочная деятельность начальной школы в рамках ФГОС

И.Н. Лисина. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников через реализацию международного проекта


Автор: Лисина Ирина Владимировна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 21 год, высшая квалификационная категория.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования. На современном этапе образованию отводится основная роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Школа единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. И хотя, ценности личности формируются, прежде всего, в семье, нельзя не согласиться, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственность в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. А вот недостаток этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Лев Николаевич Толстой писал: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Таким образом, и перед нами встала задача объединить обучение и воспитание единой целью духовно-нравственного развития.

Проанализировав учебный материал, мы увидели, что формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Прежде всего, это уроки литературного чтения. Эти уроки являются источником нравственного воспитания. На этих уроках дети узнают о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, патриотизме. На уроках русского языка используются отрывки из прочитанных произведений, разбираются пословицы, поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события, явления. Дают совет. Содержание текстовых задач по математике так же может являть материалом для размышления на этические темы. Уроки окружающего мира позволяют затронуть темы исторического наследия, патриотизма, гражданской идентичности.

Другим важным источником формирования нравственного опыта является разнообразная внеклассная и внеурочная работа.

Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, эффективным методом для нас стала интеграция урочной и внеурочной деятельности. Интеграция это объединение в целое каких-либо частей, функций системы, организма, объектов, процесс сближения, а также состояние такой объединённости, связанности.

Школьная жизнь – это тоже сложная система, механизм, успех работы которой зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. Интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры. Интегративные процессы в начальной школе имеют больше оснований, чем на средней или старшей ступени, когда окончательно начинает преобладать дифференциация обучения. Сближение основного и дополнительного образования в начальной школе продиктовано рядом объективных условий: особенностями организации учебного процесса, отличающегося большей внутренней связанностью школьных дисциплин; один учитель почти по всем предметам, большая целостность восприятия мира ребенком.

Так у нас родилась идея создать проект по духовно-нравственному воспитанию, который объединил бы урочную и внеурочную деятельность в единое образовательное пространство, а желание вывести его за рамки школы привело к международному сотрудничеству в рамках проекта со школой №25 города Киева. Таким проектом стал для нас интегрированный проект по духовно-нравственному воспитанию «Добро - это ты, добро – это я, добро – это общая наша Земля!».