Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №14 (сентябрь 2015) » Внеурочная деятельность начальной школы в рамках ФГОС

М.И. Подосенова. Модель внеурочной деятельности школы


Автор: Подосенова Марина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 26 лет.

 

Решение задач воспитания всестороннего развития школьников наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Пять лет назад, когда образовательные учреждения начали осуществлять переход на ФГОС, заинтересованность школы в организации внеурочной деятельности объяснялась не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигались в процессе освоения школьных дисциплин, то внеурочная деятельность предоставляла возможности для достижения метапредметных, особенно личностных результатов, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и потребностей.

Создавая модель внеурочной деятельности мы:

  • изучили заказ родителей на дополнительное образование детей, учли их пожелания;
  • создали единую базу занятости детей в дополнительном образовании;
  • скоординировали занятость ребенка во внеурочное время;
  • был учтен уже состоявшийся выбор ребенком занятий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;

Для нас наиболее приемлемой стала смешанная модель организации внеурочной деятельности, которая включает в себя:

  • деятельность в рамках учебного плана;
  • воспитательная работа классных руководителей;
  • ОДОД;
  • платные образовательные услуги школы;
  • взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
  • музеи, художественная школа, спортивная школа, библиотеки и т.д.

Содержательные аспекты модели выбраны в соответствии:

  • с основными направлениями развития личности;
  • традициями образовательного учреждения;
  • условиями реализации образовательного процесса;
  • наличием социальных партнеров.

Выбранная модель позволила нам использовать метод проектов, где содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности ребенка.

Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности, формы представления результатов. Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно. Время реализации определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов. Данная модель проектируется на первую ступень общего образования и предусматривает ее реализацию, как для классов, так и для различных групп детей.

Преимуществом данной модели является то, что она может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса. Занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог-организатор, классные руководители, экскурсоводы, библиотекари, родители.

Так как направления внеурочной деятельности, указанные ФГОС, являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления, то в рамках одного направления может быть реализовано несколько проектов. Например, по социальному направлению может быть реализован как проект волонтерской деятельности, так и проект по изучению экономической деятельности и другие. В проекте принимают участие как учащиеся одного класса, так и группа учащихся, свободные объединения школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы.

В прошлом учебном годы в школе был реализован проект «Равнение на Победу!», участниками которого стали учащиеся 1 - 4 классов, их родители, а учащиеся 7-х классов выступили в роли кураторов.

Реализация проекта позволяет использовать самые разнообразные виды внеурочной деятельности:  

  • Игровую;
  • Познавательную;
  • Проблемную;
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество;
  • Трудовую;
  • Краеведческую;
  • Спортивно-оздоровительную.

Формы контроля результатов соответствуют возрастным возможностям и отличны от форм контроля учебных достижений (концерты, круглые столы, конференции, спектакли, выставки, турниры). Проекты позволяют увидеть достижения воспитательных результатов.

Внеурочная деятельность, осуществляемая через реализацию проектов, объединяет все виды деятельности школьников (кроме урочной на уроке) в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах отличных от урочной системы обучения.

Сегодня можно с уверенность сказать, что внеурочная деятельность – это не механическое дополнение к начальному образованию, призванное компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми, а возможность осуществления взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования, механизм обеспечения полноты и цельности образования.


« Предыдущая статья