Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Актуальные проблемы воспитания и социальной адаптации субъектов образовательного процесса

Окунева Ю.А. Роль школьных спортивных клубов в адаптации детей мигрантов


Автор: Окунева Юлия Александровна, ГБОУ СОШ №153 Центрального района Санкт-Петербурга, учитель физической культуры, высшая квалификационной категория, стаж работы 18 лет.

 

В своей статье мы бы хотели затронуть столь волнующую для нас тему: «Иноэтничные дети» или «Инофоны», в более доступном варианте они звучат как «Дети мигранты».

Многие школы нашего города столкнулись с тем, что год от года таких детей становится все больше и больше. По данным 2014 года в 679 школах Санкт-Петербурга на законных основаниях обучалось около 9 тысяч несовершеннолетних иностранных граждан.

Для нашей школы (ГБОУ СОШ №153 Центрального р-на, г. Санкт-Петербург) эта тема становится наиболее актуальной с каждым годом. Так на 2015 год количество таких детей составляет 1/3 нашей школы: 89 человек из 289 учащихся, из которых 79 учащихся узбекской национальности и 10 человек выходцы из Таджикистана, Дагестана, Азербайджана.

Рисунок 1. ГБОУ СОШ №153

В данной ситуации основной целью современной школы становится активная помощь в адаптации таких детей.

Для «детей мигрантов» в качестве одного из важных адаптационных критериев выступают образовательные достижения, которые включают в себя показатели успеваемости, личностные достижения, планы на будущее, длительность обучения в школе.

В данном случае наиболее важная роль в реализации этой цели отводится созданию Школьных Спортивных Клубов.

Несомненно, занятия в спортивных секциях и кружках помогают социализации таких детей, учат их взаимодействовать с учащимися разных возрастов, вырабатывают в них командный дух, стремление быть лучше. Ребенок, который посещает спортивную секцию, получает отличную возможность

Схема 1

  • Социализация
  • Самореализация
  • Активный отдых
  • Укрепление здоровья

Что способствует наиболее комфортно адаптироваться в среде своих сверстников.

Ни для кого не секрет, что занятия в спортивных секциях помогают развить в ребенке чувство «своего коллектива» и взаимодействия в нём, а также дают уверенность в общественной жизни школы, так как ребенок независимо от национальной принадлежности проводить большую часть времени именно в стенах школы. И самое главное чувство «нужности» в незнакомой стране, городе, что особо важно для «ребенка мигранта».

Учитывая темперамент и физиологические особенности таких детей, несомненно ставит их на первое место по своей двигательной активности.

Хотелось отметить их высокую мотивацию и повышенный интерес к занятиям спортом. Они с удовольствием посещают секции и кружки. Это так же дает возможность повысить их мотивацию к образовательному процессу и к самой школе в целом.

Из 90 учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках нашего Школьного Спортивного Клуба - 65% «детей мигрантов».

Рис. 3. Обучающиеся школьного спортивного клуба «ФАКЕЛ»

Большое желание в самореализации и проявлении себя, мотивирует таких детей активно участвовать в различных спортивных состязаниях и соревнованиях, таких как: Спартакиады школьников, Муниципальные и Межмуниципальные турниры, Турниры ШСК; участвовать в районных и городских проектах, направленных на оздоровление подрастающего поколения.

Но есть ряд проблем и трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться при обучении «Иноэтничных детей»:

  • «Языковой барьер» - Здесь наряду со способностями учеников важную роль играет языковая компетенция. Даже самый способный и умный ребенок не сможет продемонстрировать своих знаний, не владея в достаточной степени языком той страны, в которой находится.
  • «Темперамент» - это качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Отсюда и поведенческие особенности «детей мигрантов». Зачастую повышенная эмоциональность, конфликтность, которая проявляется в вспыльчивости, характеризующейся раздражением или досадой, и порой агрессивности, выраженной в неуступчивости, нетерпимости к мнению других.
  • «Здоровье» - учитывая различные негативные обстоятельства, с которыми связана жизнь этой категории детей: стресс возникший в следствии миграции в чужую страну; затрудненное материальное положение большинства приезжих  семей, влияющее на скудность пищевого рациона; относительно низкое качество медицинской помощи в странах выхода мигрантов и ограниченный доступ к медицинской помощи в нашей стране, говорит лишь о не столь хорошем уровне здоровья таких детей, несмотря на кажущуюся физическую крепость.

Схема 2

Факторы, влияющие на здоровье человека:

1)                 образ жизни - 50%

2)                 наследственность - 20%

3)                 экологическая обстановка - 20%

4)                 здравоохранение - 10%

В заключении мы бы хотели отметить, что создание Школьного Спортивного Клуба на базе нашей школы оказывает незаменимую помощь в работе с «детьми мигрантами» и позволяет создавать и поддерживать положительную атмосферу в образовательном, оздоровительном и адаптационном процессе в целом.

Литература

  1. Александров Д. А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: (предварительные данные) Рабочие материалы НУЛ СОН/ В. В. Баранова В. А. Иванюшина – СПб: Изд-во Политех, ун-та, 2011 – 100 с.

Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. – М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012 – 168 с.


Следующая статья »