СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Рудник Галина Николаевна, ГБОУ гимназия № 168 Центрального района, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая квалификационная категория, стаж работы 32 года
|
В связи с реализацией ФГОС организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и направлено на достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных и метапредметных.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является собственная деятельность ребенка — организуемое совместно с педагогами, родителями коллективное дело, событие, участие в котором расширяет опыт обучающихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в обществе.
Программа внеурочной деятельности гимназии включает следующие задачи:
Мы проанализировали положительный опыт системы воспитательной работы в школе, традиции гимназии и пришли к модели организации внеурочной деятельности через:
В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность в нашей школе организована в различных формах по направлениям.
Спортивно-оздоровительное направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Основные задачи:
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Общефизическая подготовка» (ОФП), «Подвижные игры», «Подвижные игры с элементами спортивных игр»; организацией спортивных праздников, туристических походов, внутришкольных спортивных соревнований и участием в районных и городских спортивных соревнованиях.
Духовно-нравственное направление
Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Основными задачами являются:
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Мой город – Санкт-Петербург», «Я – гражданин России» в начальной школе, «История и культура Санкт-Петербурга», «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» в 5-7-х классах; организацией акций «Спасибо деду за победу», «Подарок детскому дому», «Дом, в котором я живу», экскурсий, участием в конкурсах и выставках.
Социальное направление
Целью данного направления является активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Данное направление помогает учащимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Основными задачами являются:
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Юный художник», «Город мастеров» в начальной школе, «Театр на иностранном языке» в 5-7-х классах; социальными проектами и акциями «Дом, в котором я живу».
Общеинтеллектуальное направление
Данное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность и призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Основными задачами являются:
Направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Занимательный английский», «Занимательная математика», «Удивительный мир слов», «Я – исследователь» в начальной школе, «Клуб читателей на иностранном языке», «Конструируй, исследуй, изобретай» в 5-7-х классах; организацией предметных недель, интеллектуального марафона в начальной школе, организацией работы научного школьного общества «В науку шаг за шагом», школьных предметных олимпиад, участием в районных и городских олимпиадах.
Общекультурное направление
Цель направления - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Данное направление ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Основными задачами являются:
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: вокальной студией «Звонкие голоса», студией детского танца «Капельки» в начальной школе, «Мастерская слова» в 5-7-х классах; организацией коллективныхтворческих дел, экскурсий, дней театра и музея, выставок детского творчества.
Результатами работы познавательной деятельности учащихся становятся как традиционные формы работы: конкурсы, выставки, показательные выступления, Дни открытых дверей, классные и школьные события, так и интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, социальные проекты, в основе которых лежит исследовательская деятельность. Данный вид деятельности широко распространен в старших классах. В гимназии на протяжении нескольких лет работает Научное общество учащихся «В науку шаг за шагом», задачи которого выявление и способных и одаренных учащихся в области научно-исследовательского творчества, оказание им поддержки; демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся.
Основы исследовательской деятельности мы закладываем с начальной школы и осуществляем не только через урок, но и такие формы внеурочной деятельности как защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность в кружках «Я - исследователь». Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие учащиеся с разным уровнем подготовки.
Для нас главное - заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, дает им возможность приме нить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий - они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Наши научно-практические конференции так и называются «Мои первые исследования».
Проводя научно-практические конференции младших школьников, мы ставим перед ними следующие задачи:
Темы коллективных и индивидуальных проектов самые разные, они затрагивают многие аспекты математики, истории, естествознания, литературы и русского языка.
Ребята обращаются и к вопросам истории происхождения самых обычных предметов и явлений, которые окружают нас в повседневной жизни: «Вода и её роль в природе», «Окрашивание цветов», «Хлеб – всему голова», «История кофе», «История возникновения домры», «Как разрушаются камни»,«Самая первая книга в мире», «Собаки – санитары в Великой Отечественной войне».
Таким образом, работа в кружке, подготовка коллективного проекта, подготовка и защита творческого проекта и другие виды совместных работ позволяют ребенку не только накапливать знания о мире, развивать и совершенствовать свои навыки и умения, формировать привычки, учится оценивать, но и способствуют воспитанию у школьников чувства коллективизма, осознанию значимости работы в команде, развитию потребности в целенаправленной деятельности.
Для достижения вышеуказанных результатов становится значимой роль родителей, которая меняется в сторону большей включенности в образовательный процесс; родители становятся инициаторами, помощниками своих собственных детей, мотиваторами и организаторами деятельности детей, носителями ценностей, руководителями внеурочной деятельности, социальных практик.
Организация совместной деятельности родителей и детей в нашей гимназии осуществляется в процессе реализации творческих проектов, коллективных творческих дел, организации и проведении классных часов, выставок, экскурсий, туристических походов и др.
Примером общего творчества детей и родителей являются такие ключевые события как День рождения гимназии, Неделя семьи, Неделя Памяти, Широкая масленица, туристический слет и др.На примере коллективного творческого события «Неделя семьи» можем представить сотрудничество семьи и школы в процессе их совместной деятельности. Вся совместная работа включает несколько этапов.
Неделе семьи предшествовала родительская конференция «От традиций семьи к воспитанию гражданина», участниками которой стали не только представители нашей гимназии, но и родители, педагоги образовательных учреждений Центрального района.
Данное мероприятие было нацелено на создание условий для взаимоотношения в семье, которые проецируются на отношения в школе, в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В ходе работы конференции родители, учащиеся и педагоги обсуждали следующие вопросы:
Родители и учащиеся представили в творческой форме традиции собственной семьи. Выступление учащихся гимназии познакомило участников конференции с большим спектром традиций многонационального города Санкт-Петербурга. В ходе проведения конференции ее участники констатировали, что сотрудничество образовательного учреждения и семьи способствует осознанному принятию личностью ребенка традиций и ценностей своей семьи, родного города, страны, Отечества.
В связи с этим в проект решения предлагались следующие позиции:
Совместно с педагогическим коллективом и родительскими комитетами приступили к подготовке Недели семьи. Вся совместная работа включала несколько этапов.
1. Диагностический этап
2. Информационный этап
На стенде для родителей, педагогов и учащихся, на сайте школы помещается информация о проводимом мероприятии, месте и сроках проведения Недели семьи. Устная информация предоставляется на родительских собраниях, классных часах.
3. Деятельностный этап
4. Аналитический этап:
Совместная подготовка, проведение и анализ мероприятий помогает нам увидеть проблемы, спланировать их решение и новые коллективные творческие события, проекты.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения и реализации ФГОС приобретает для нашей гимназии особую актуальность, т.к. является одним из ведущих ресурсов достижения качества образования, которое отражает педагогические задачи нового порядка:
Литература: