Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Актуальные проблемы воспитания и социальной адаптации субъектов образовательного процесса

Г.Н. Рудник. Воспитательная деятельность гимназии в условиях реализации ФГОС (статья опубликована в мае 2016 года)


Автор: Рудник Галина Николаевна, ГБОУ гимназия № 168 Центрального района, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, высшая квалификационная категория, стаж работы 32 года

 

В связи с реализацией ФГОС организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и направлено на достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных и метапредметных.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является собственная деятельность ребенка — организуемое совместно с педагогами, родителями коллективное дело, событие, участие в котором расширяет опыт обучающихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в обществе.

Программа внеурочной деятельности гимназии включает следующие задачи:

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся;
  • организация системы коллективных творческих дел, проектной и исследовательской деятельности совместно с родителями;
  • формирование навыка позитивного общения;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Мы проанализировали положительный опыт системы воспитательной работы в школе, традиции гимназии и пришли к модели организации внеурочной деятельности через:

  • реализацию образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами гимназии в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города;
  • систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы гимназии по пяти направлениям;
  • организация кружков и спортивных секций педагогами гимназии и педагогами дополнительного образования.

 В соответствии с требованиями стандарта, внеурочная деятельность в нашей школе организована в различных формах по направлениям.

Спортивно-оздоровительное направление

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Основные задачи:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Общефизическая подготовка» (ОФП), «Подвижные игры», «Подвижные игры с элементами спортивных игр»; организацией спортивных праздников, туристических походов, внутришкольных спортивных соревнований и участием в районных и городских спортивных соревнованиях.

Духовно-нравственное направление

Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Основными задачами являются:

  • формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
  • воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
  • сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
  • последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Мой город – Санкт-Петербург», «Я – гражданин России» в начальной школе, «История и культура Санкт-Петербурга», «Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций народов России» в 5-7-х классах; организацией акций «Спасибо деду за победу», «Подарок детскому дому», «Дом, в котором я живу», экскурсий, участием в конкурсах и выставках.

Социальное направление

Целью данного направления является активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Данное направление помогает учащимся освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Юный художник», «Город мастеров» в начальной школе, «Театр на иностранном языке» в 5-7-х классах; социальными проектами и акциями «Дом, в котором я живу».

Общеинтеллектуальное направление

Данное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность и призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Основными задачами являются:

  • формирование навыков научно-интеллектуального труда;
  • развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
  • формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
  • овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени общего образования.

Направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Занимательный английский», «Занимательная математика», «Удивительный мир слов», «Я – исследователь» в начальной школе, «Клуб читателей на иностранном языке», «Конструируй, исследуй, изобретай» в 5-7-х классах; организацией предметных недель, интеллектуального марафона в начальной школе, организацией работы научного школьного общества «В науку шаг за шагом», школьных предметных олимпиад, участием в районных и городских олимпиадах.

Общекультурное направление

Цель направления - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Данное направление ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Основными задачами являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  • становление активной жизненной позиции;
  • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: вокальной студией «Звонкие голоса», студией детского танца «Капельки» в начальной школе, «Мастерская слова» в 5-7-х классах; организацией коллективныхтворческих дел, экскурсий, дней театра и музея, выставок детского творчества.

Результатами работы познавательной деятельности учащихся становятся как традиционные формы работы: конкурсы, выставки, показательные выступления, Дни открытых дверей, классные и школьные события, так и интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции, социальные проекты, в основе которых лежит исследовательская деятельность. Данный вид деятельности широко распространен в старших классах. В гимназии на протяжении нескольких лет работает Научное общество учащихся «В науку шаг за шагом», задачи которого выявление и способных и одаренных учащихся в области научно-исследовательского творчества, оказание им поддержки; демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся.

Основы исследовательской деятельности мы закладываем с начальной школы и осуществляем не только через урок, но и такие формы внеурочной деятельности как защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность в кружках «Я - исследователь». Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие учащиеся с разным уровнем подготовки.

Для нас главное - заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу поиска. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей, дает им возможность приме нить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий - они повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Наши научно-практические конференции так и называются «Мои первые исследования».

Проводя научно-практические конференции младших школьников, мы ставим перед ними следующие задачи:

  1. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном им главное; вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков; работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой; представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
  2. Формировать умения ставить за дачи, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность по заданной теме.
  3. Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
  4. Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

Темы коллективных и индивидуальных проектов самые разные, они затрагивают многие аспекты математики, истории, естествознания, литературы и русского языка.

Ребята обращаются и к вопросам истории происхождения самых обычных предметов и явлений, которые окружают нас в повседневной жизни: «Вода и её роль в природе», «Окрашивание цветов», «Хлеб – всему голова», «История кофе», «История возникновения домры», «Как разрушаются камни»,«Самая первая книга в мире», «Собаки – санитары в Великой Отечественной войне».

Таким образом, работа в кружке, подготовка коллективного проекта, подготовка и защита творческого проекта и другие виды совместных работ позволяют ребенку не только накапливать знания о мире, развивать и совершенствовать свои навыки и умения, формировать привычки, учится оценивать, но и способствуют воспитанию у школьников чувства коллективизма, осознанию значимости работы в команде, развитию потребности в целенаправленной деятельности.

Для достижения вышеуказанных результатов становится значимой роль родителей, которая меняется в сторону большей включенности в образовательный процесс; родители становятся инициаторами, помощниками своих собственных детей, мотиваторами и организаторами деятельности детей, носителями ценностей, руководителями внеурочной деятельности, социальных практик.

Организация совместной деятельности родителей и детей в нашей гимназии осуществляется в процессе реализации творческих проектов, коллективных творческих дел, организации и проведении классных часов, выставок, экскурсий, туристических походов и др.

Примером общего творчества детей и родителей являются такие ключевые события как День рождения гимназии, Неделя семьи, Неделя Памяти, Широкая масленица, туристический слет и др.На примере коллективного творческого события «Неделя семьи» можем представить сотрудничество семьи и школы в процессе их совместной деятельности. Вся совместная работа включает несколько этапов.

Неделе семьи предшествовала родительская конференция «От традиций семьи к воспитанию гражданина», участниками которой стали не только представители нашей гимназии, но и родители, педагоги образовательных учреждений Центрального района.

Данное мероприятие было нацелено на создание условий для взаимоотношения в семье, которые проецируются на отношения в школе, в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В ходе работы конференции родители, учащиеся и педагоги обсуждали следующие вопросы:

  • Каким видите современного гражданина России
  • Какие традиции семьи важны в воспитании гражданина?
  • Как сформировать в семье и школе у детей качества гражданина? Что мы, школа и семья, можем сделать для воспитания гражданина?

Родители и учащиеся представили в творческой форме традиции собственной семьи. Выступление учащихся гимназии познакомило участников конференции с большим спектром традиций многонационального города Санкт-Петербурга. В ходе проведения конференции ее участники констатировали, что сотрудничество образовательного учреждения и семьи способствует осознанному принятию личностью ребенка традиций и ценностей своей семьи, родного города, страны, Отечества.

В связи с этим в проект решения предлагались следующие позиции:

  1. Развивать и систематизировать работу в ОУ по воспитанию гражданина России.
  2. Провести классные родительские собрания на темы:
  3. «В каждой семье свои традиции», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
  4. Провести Неделю семьи в гимназии.
  5. В рамках недели организовать школьную фотовыставку «Я и моя семья»; защиту проектов «Герб нашей семьи», «Моя династия»
  6. Обобщить итоги родительской конференции и оформить методические материалы для педагогов и родителей по тематике конференции.

Совместно с педагогическим коллективом и родительскими комитетами приступили к подготовке Недели семьи. Вся совместная работа включала несколько этапов.

1.      Диагностический этап

  • Проведение опроса педагогов, учащихся и родителей в форме мозгового штурма.
  • Какие мероприятия, интересные дела предлагаете?
  • Обсуждение предложений на совместном заседании органов общественного управления.
  • Составление плана проведения Недели семьи.

2. Информационный этап

На стенде для родителей, педагогов и учащихся, на сайте школы помещается информация о проводимом мероприятии, месте и сроках проведения Недели семьи. Устная информация предоставляется на родительских собраниях, классных часах.

3. Деятельностный этап

  1. Творческая группа родителей, педагогов, старшеклассников, Школьного ученического совета разрабатывают сценарий проведения мероприятий в рамках Недели семьи.
  2. Каждая группа отвечает за проведение конкретного мероприятия:
  • Фотовыставка «Я и моя семья»; защита проектов «Герб нашей семьи», «Моя династия».
  • Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья».
  • Весенний концерт «23 + 8».
  1. Создается команда участников каждого дела.
  2. Оформляется помещение для проведения мероприятия.

4. Аналитический этап:

  1. Обсуждение результатов Недели семьи на родительских собраниях, классных часах, МО.
  2. Обсуждение результатов на совместном заседании органов общественного управления.

Совместная подготовка, проведение и анализ мероприятий помогает нам увидеть проблемы, спланировать их решение и новые коллективные творческие события, проекты.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения и реализации ФГОС приобретает для нашей гимназии особую актуальность, т.к. является одним из ведущих ресурсов достижения качества образования, которое отражает педагогические задачи нового порядка:

  • Удовлетворение имеющихся и потенциальных потребностей личности самостоятельно решать жизненные задачи разного уровня сложности;
  • Формирование компетентностей личности (как ребенка, так и взрослого участника образовательного процесса), в том числе социальных, позволяющих развивать личностный потенциал и достигать желаемых результатов в обучении и реализации жизненных целей;
  • Создание условий для приобретения личностно-значимого опыта участников образовательного процесса.

 Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2009г.
  4. Письмо Комитета по образованию от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-00 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
  5. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении / Т.С. Горбунова. – Волгоград: Учитель, 2014г.
  6. Программы внеурочной деятельности младших школьников в образовательном учреждении: методическое пособие / под ред. Е.Н. Шавриновой – СПб.:, 2012г.