Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Актуальные проблемы воспитания и социальной адаптации субъектов образовательного процесса

Зайцева З.Н., Самосюк Н.О. Выявление и поддержка одаренных детей (статья опубликована в мае 2016 года)


Автор: Зайцева Зоя Николаевна, ГБОУ гимназия №168 Центрального района Санкт-Петербурга, методист, первая квалификационная категория, стаж работы 35 лет

 


Автор: Самосюк Наталия Олеговна, ГБОУ гимназия №168 Центрального района Санкт-Петербурга, заместитель директора по УВР, высшая квалификационная категория, стаж работы 28 лет

 


В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека.

Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических подходов.

Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашей гимназии.

Размышляя о будущем, мы пришли к выводу, что нам необходимо некоторое обновление образовательного пространства, а именно создание новой модели образовательной среды, «позволяющей выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учётом его потребностей и запросов семьи и общества осуществлять полноценную интеграцию основного, дополнительного и дистанционного образования».

Свою программу мы назвали «Школа в школе». Наиболее существенными предпосылками для её реализации мы считаем стабильно высокие результаты участия в предметных олимпиадах различного уровня. Расширяется список предметов, по которым учащиеся гимназии являются победителями и призерами. Сейчас это английский язык, экономика, география, обществознание, физика, математика, физическая культура, русский язык, информатика, биология, литература, немецкий язык, биология. Есть победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады.

Учащиеся гимназии приняли участие в Медицинской олимпиаде СПбГУ, По итогам 15-й Санкт- Петербургской олимпиады школьников ГБОУ гимназия 168 награждена дипломом 3 степени.

Цель «школы в школе»: совершенствование системы деятельности педагогического коллектива гимназии по развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, развитию одарённости.

На основе проблемно-ориентированного анализа работы гимназии с одарёнными детьми вытекают задачи:

  • повысить компетентность педагогов по проблеме выявления, обучения, развития и психологической поддержки одарённых детей;
  • создать условия для широкого проявления разнообразных способностей учащихся гимназии;
  • сформировать эффективную образовательную среду для развития одарённых детей;
  • обеспечить участие одарённых детей в разнообразных образовательных событиях высокого качественного уровня;
  • обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Создание творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся: расширение системы олимпиад, конкурсов, ученических конференций, семинаров.
  • Творческая самореализация выпускника гимназии.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школ.

Высшей целью своей профессиональной деятельности мы считаем формирование личности одарённого ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Обучение одаренных детей в «школе » проходит на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Занятия по свободному выбору: факультативы, спецкурсы, курсы по выбору, в особенности в малых группах, – в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это делает возможным учет различных потребностей и способностей одаренных детей. В гимназии осуществляется дифференциация образовательного процесса на основе специализации обучения одаренных школьников (углубленного изучения иностранного языка, русского языка, истории, экономики, изучение второго иностранного языка), что предполагает использование различных типов содержания и методов работы, учет требований индивидуального подхода. Эта форма обучения особенно актуальна для тех одаренных детей, у которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знания.

Активно внедряется в образовательный процесс такая форма работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся, других творческих объединений гимназистов, где учащимся предоставляется не только возможность выбора направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения.

Гимназисты обучаются приемам «проектной деятельности», которые выглядят как соавторство, вырабатывают исследовательские навыки, формируют аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска, свободно ориентируются в научной и любой другой информации. Гимназист свободен в самореализации, в творчестве, может проявить свои способности в мастерстве, искусстве, спорте и любой другой области.

Указанная система может дать оптимальный эффект лишь при условии формирования у учащихся познавательной направленности и высших духовных ценностей. С этой целью программы предметов в «школе» включают раскрытие личностных стратегий, нравственного поступка, стоящих за научным открытием.

Одарённый ученик получает образование в гимназии под непосредственным четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких интересных ему учителей, команды педагогов, работающих в данном классе, психолого-педагогической среды гимназии в целом и уклада школьной жизни. А вот индивидуально-личностное педагогическое общение, которое должно преобладать в «школе», даст ученику опыт диалога, уважения и статусного общения.

Маленькие группы – это не прихоть и не культивирование «элитизма». Просто дети, для которых учеба и творчество являются главным содержанием их жизни, очень требовательны к качеству получаемых знаний. Им нужны спецкурсы фактически университетского уровня – иначе невозможно, им просто становится скучно.. Очевидно, что на такие занятия и не могут, и не должны ходить большие группы детей. Не потому, что с большой группой трудно работать, а потому, что у детей разные интересы: если, например, из примерно 60 гимназистов старших классов находится пятеро желающих прослушать годовой курс микробиологии – это уже отличный результат. А есть еще школьные исследовательские работы, которые требуют углубленных знаний по предмету. Руководители таких работ проводят по много часов с одним-двумя школьниками.

Причем во всю эту деятельность неизбежно вовлекается довольно большое число людей: не только штатные преподаватели, но и ученые, приходящие из исследовательских институтов, лабораторий , ВУЗов. Заодно школьники благодаря ежедневному общению с людьми науки или иных интеллектуальных профессий получат очень ценный опыт социализации.

В направлении стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга говорится о невостребованности, на данном этапе, у детей и подростков программ дополнительного образования технической направленности, что напрямую связано с устаревшей материально-технической базы или ее отсутствием. Мы хотим создать на базе гимназии современный исследовательский центр (СИЦ), который обеспечит реализацию программ и будет способствовать развитию научно-технического и научно-естественного творчества учащихся. СИЦ должен стать ресурсным центром, позволяющий проводить очные, дистанционные и виртуальные занятия, лекции, эксперименты представителями ВУЗов, предприятий, бизнеса. Данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность.

Предлагаемая программа разбита на модули по годам изучения, а не по классам, т.е. к изучению можно приступить, обучаясь в любом классе с программы, которая рассчитана на первый год обучения. Индивидуальный маршрут позволит учащемуся в своем темпе изучать материал.

В структуре «школы в школе» предусмотрены лаборатории по пяти направлениям.

Работа лабораторий нацелена на активизацию творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников и ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, что позволяет подключать все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным.

К экспериментально-исследовательской, конструкторской и проектной деятельности привлекаются учащиеся 1-11 классов. Сохранение единства образовательного пространства, преемственности всех ступеней является необходимым условием реализации модели. С изменением возраста меняются задачи, технологии, формы деятельности и роль педагога

Медиатека, построенная с использованием современных мультимедиа-технологий, предоставляет уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Использование электронных информационных объектов медиатеки активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создает все условия для наиболее полной реализации принципа личностно-ориентированного обучения

В гимназии работают проекты по направлениям:

Для учащихся 1-5 классов:

 - «Юный эколог»

Используется естественнонаучная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР. Программное обеспечение GlobiWorld предназначено для любознательных юных исследователей – оно имеет красочный интерфейс, открывающий доступ к «научно-тематическим паркам» естественнонаучной тематики: «Окружающая среда», «Электричество», «Погода», «Растения», «Химия» и др.

- «В поисках тайн» на базе детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга». Посещая Центр, школьники приобретают положительный личный опыт в решении экологических проблем. Готовят к защите на конференциях научного общества индивидуальные проекты.

Для учащихся 5-9 классов:

 «Начинающий физик»

Используется цифровая лаборатория «Архимед», которая помогает

решать задачи: проведение широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности учащихся.

- «ЭкоДом- моя мечта» - позволяет интегрировать учебные предметы, гимназисты самостоятельно достигают результатов, приходят к собственным выводам, учатся дискутировать, объяснять свою точку зрения.

- «Музейная педагогика» - находится в стадии становления. Профиль музея определен как исторический, мемориальный. Планируем сделать его центром гражданско-патриотического, нравственного и эстетического воспитания и дополнительного образования гимназистов. Подпроект «Архив гимназии»- одна из составляющих общего проекта.

Для учащихся 7-11 классов:

 - «Основы робототехники и автоматизации» создан для развития у школьников мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности, инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем,

креативного мышления и пространственного воображения учащихся.

 - «Компьютерные технологии» ведется на базе кафедры «Системы автоматизированного проектирования» факультета КТИ Санкт-Петербургского электротехнического Университета.

В проект «Основы робототехники и автоматизации» мы планируем ввести практические занятия для учащихся 10-11 классов на базе кафедры «Системы автоматизированного проектирования» факультета КТИ Санкт-Петербургского электротехнического Университета. Усилить практическую направленность занятий для учащихся 7-9 классов, для этого нам нужны базовые и ресурстные наборы LEGO® MINDSTORMS® , программное обеспечение EV3 Software.

Проект «Юный эколог» будет продолжаться в русско-финском проекте «Подружись с капелькой» на базе детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга»

Литература:

  1. Кухарёв Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3.
  2. Подласый И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] / И.П.Подласый. - М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] / Е.С. Полат. – М.:Просвещение,1997 – 256 с.