Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Здоровьесозидающая деятельность как составляющая качества образования

О.С. Павлова. «Воспитательная работа по формированию культуры здорового образа жизни у подростков» (статья опубликована в мае 2016 года)

Автор: Павлова Ольга Сергеевна, ГБОУ СОШ № 309 Центрального района Санкт-Петербурга,  учитель географии, стаж работы - 4 года.

 

Каждому взрослому участнику образовательного и воспитательного процесса понятно, насколько важна задача формирования культуры здорового образа жизни у детей и подростков. Ведь от того, научатся сегодняшние дети и подростки ответственно относиться к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, позволяющий в дальнейшей жизни реализовывать свои цели, достигать успеха, быть здоровым, во многом зависит будущее нашего общества и нашего государства.
В настоящее время решение этой воспитательной задачи – одно из важнейших направлений деятельности школы, о чем сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Для решения задачи воспитания культуры ЗОЖ необходима большая серьёзная работа, связанная с разработкой методологии и методики, форм и моделей воспитания, способов их интеграции в повседневную жизнь школы, определения критериев эффективности работы. Но главное – понять, а какая концепция здоровья будет заложена в основу воспитания? Какое понимание здорового образа жизни мы будем формировать у подростков?
К ключевым аспектам, которые могут быть положены в основу воспитательной работы по формированию ЗОЖ у подростков, можно отнести следующие:
1.Формирование у подростка понимания, почему ему надо быть здоровым;

2.Пробуждение у подростка интереса учиться быть здоровым;

3.Наличие у подростка возможности применить полученные знания и опыт в повседневной жизни.

Система здорового образа жизни подростка включает целый ряд разнообразных составляющих, таких как: понимание ценности здоровья, решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование времени, правильное и сбалансированное питание, физическая активность, сознательное решение об отказе от вредных привычек, наличие успешных межличностных отношений. Это список можно продолжать и дальше, мы остановимся на некоторых из них.

Одной из форм организации воспитательной работы по формированию ЗОЖ у подростков может быть система классных часов.
Рассмотрим на примере классных часов в 8 и 9 классах, каждый из которых отвечает своему содержательному модулю (таблица 1).

Таблица 1. Содержательные модули и темы классных часов.

Модуль

Основное содержание

Тема классного часа

1. Ценность здоровья

Развитие представления о здоровье как обязательном условии самореализации, достижения социального успеха; о личной ответственности за собственное здоровье.

1. «Здоровье дороже всего».

2. «Ваше здоровье – есть результат любви к самому себе».

2. «Питание»

Расширение представления о роли правильного питания для сохранения здоровья; о полезных свойствах различных блюд.

1. «Может ли полезная еда быть вкусной».

2. «Всё хорошо, что в меру».

3. Режим дня

Развитие представления о важности соблюдения режима для сохранения здоровья, повышения эффективности деятельности.

1. «Я умею управлять своим временем?!».

2. «Движение – кладовая жизни».

4. Социальное здоровье

Развитие представлений о формах социального влияния, их основных признаках; положительных и отрицательных последствиях влияния для здоровья.

1. «Как мы реагируем на социальное влияние?»

2. «Можно ли предотвратить конфликт?»

5. Профилактика зависимого поведения

Формирование представления о компьютерной зависимости, её причинах и признаках. Развитие представления об опасности использования психоактивных веществ.

1. «Интернет – зависимость – миф или реальность?».

2. «Персональный компьютер: режим труда и отдыха».

3. «Вредная привычка или зависимость, приводящая к болезни?».

 

Безусловно, воспитательная работа по формированию ЗОЖ у подростков не ограничивается проведением перечисленных классных часов. Педагогическая практика включает в себя и такие формы работы, как: проектная деятельность (исследовательская, творческая), дискуссия, игра, мини-лекция. Эти формы могут быть использованы как самостоятельные формы работы, а могут являться составными компонентами других форм, в том числе и классных часов.
Рассмотрим методическую разработку классного часа: «Интернет-зависимость – миф или реальность?».

Задачи:

  • формирование у подростков (учащихся 8 класса) представления о компьютерной и интернет-зависимости, её причинах и признаках;
  • создание условий для понимания личной ответственности за собственное здоровье.

Раздаточный материал: бланки с тестом «Интернет и я» для каждого из учащихся, бланки со списком факторов риска развития интернет-зависимости для каждой из рабочих групп.

Основные этапы реализации классного часа:

1. Обсуждение «Интернет — за и против».

Учащимся предлагается разделиться на несколько групп (по 5-6 человек). Группы делятся на защитников и обвинителей. Каждая из групп формулирует не менее 10 доводов в защиту Интернета или против него: какие преимущества обеспечивают интернет-технологии человечеству, в чём заключается негативный эффект повсеместного внедрения системы Интернет в жизнь человека.

После того как завершена работа в группах, составляется общий список примеров позитивного и негативного влияния Интернета на жизнь человека.

Список обсуждается. Подросткам предлагается высказаться: может ли современный человек обойтись без интернет-технологий? Как можно сделать Интернет безопасным для человека?

2. Мини-лекция «Интернет-зависимость» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

3. Тест «Интернет и я» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Подросткам предлагается ответить на вопросы теста и определить собственную степень вовлечённости в деятельность, связанную с использованием Интернета.

4. Дискуссия «Почему возникает зависимость от Интернета».

Подросткам в группах предлагается проанализировать список причин, которые могут способствовать развитию интернет-зависимости, выделить в списке три наиболее значимые, с их точки зрения, причины (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Подростки также могут включить в список дополнительные факторы риска, которые они считают важными в развитии зависимости.

В ходе общего обсуждения делается вывод о том, что при формировании зависимости Интернет создаёт у человека иллюзию решения имеющихся у него проблем, но Интернет не решает их, вытесняя человека в псевдореальное пространство.

5. Игровое задание «Профилактика интернет-зависимости».

Группам предлагается составить листовку с рекомендациями, правилами «техники безопасности», позволяющими избежать развития зависимости при использовании Интернета. Правила могут быть оформлены в стихах, в виде комиксов и т. д.

6. Игровое задание «Общаемся off line».

Педагог обращает внимание учащихся на одну из главных проблем, возникающих у человека — большие затраты времени на общение в интернет-группах, на форумах и т. д., замена ими реального общения

Можно использовать одну или несколько игр, предложенных учителем (см. приложение)

Группы могут предложить свои варианты игр для использования во время классного часа, такие игры связаны с улучшением настроения, раскрепощением участников, позволяют больше узнать друг о друге.

7. Заключение. Подведение итогов классного часа – выведение заключения о том, что ЗДОРОВЫЙ - это не тот, кто просто благополучен, а тот, кто СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ, РАСКРЫВАЕТ и ПРИУМНОЖАЕТ свои способности и возможности, РАСШИРЯЕТ связи с окружающим миром.

Литература:

  1. Абульханова К.А. Психология и педагогика. Учебное пособие. –М.: Совершенство, 1998.
  2. Давыдова А.В. Классные часы. 8 класс. М.: ВАКО, 2104.
  3. Гоник М.М. Студенческая вечеринка. — М.: Айрис-Пресс, 2004.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 1993.
  5. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / под ред. Селивановой Н.Л. – М., 2000.
  6. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
  7. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 9 класс / М.: Просвещение, 2014.
  8. Селиванова Н.Л. Класс в воспитательной системе школы: науч.-метод. пособие / М., 2007.
  9. Интернет-сайт «Здоровая Россия» www.takzdorovo.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. Материал для мини-лекции.

Интернет сегодня — неотъемлемая часть жизни практически любого подростка. С помощью виртуальной сети молодой человек может быстро найти необходимую для него информацию, пообщаться с друзьями, найти людей, имеющих схожие с ним интересы и увлечения.

Однако слишком сильная увлечённость Интернетом может иметь и негативные последствия. По оценке специалистов, у 20% пользователей Интернета выявляются признаки интернет-зависимости. Эти люди проводят в Сети большую часть своего свободного времени, предпочитая виртуальный мир и онлайн-общение реальности.

Какие признаки могут свидетельствовать об опасности возникновения зависимости? Прежде всего, это предпочтение Интернета любым другим видам деятельности, взаимодействию с окружающими. Интернет-пользователь с большим трудом может отвлечься от работы в Интернете, при этом испытывая раздражение по отношению к причине, заставляющей его на время прекратить использование компьютера. Находясь в Сети, человек испытывает приятные ощущения, у него появляется чувство безопасности, он забывает обо всех своих обязанностях, как рабочих, так и домашних. А значит всё чаще и чаще у интернет-пользователя возникают проблемы и конфликты, как с членами семьи, так и с учителями. Всё меньше тратится времени на живое общение и всё больше — на общение в Сети. Уменьшается круг реальных друзей и увеличивается количество интернет-приятелей.

Что заставляет человека уходить в виртуальный мир? Специалисты выделяют несколько факторов привлекательности Интернета. Прежде всего это возможность анонимного общения, позволяющего человеку представать перед собеседником не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким бы хотелось быть. Возникает иллюзия лёгкого достижения своей мечты. Интернет формирует ощущение безопасности и контроля общения, так как в любой момент человек может прекратить взаимодействие и тут же найти себе новых друзей и круг общения. Однако, создавая иллюзию решения проблемы, в реальности Интернет нередко формирует проблему — он вытесняет реальный мир, человек утрачивает навыки взаимодействия с реальными, а не виртуальными людьми, теряет умение адаптироваться в реальном мире.

Специалисты считают, что развитие интернет-зависимости особенно легко происходит у людей, которым трудно сказать «нет», легкоранимых, очень зависимых от внешней оценки окружающих, не готовых самостоятельно принимать решения.

Как можно предотвратить возникновение интернет-зависимости? Психологи рекомендуют прежде всего ориентироваться на реальный мир и общение с реальными людьми, развивать умение общаться, а также стремиться найти увлечение, которое напрямую не связано с виртуальным миром.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Интернет и я».

Инструкция: прочитай вопросы. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл. Подсчитай общее количество баллов, которые ты набрал.

1. Ты часто проводишь время в Интернете больше, чем планировал?

2. Ты часто забываешь про свои домашние обязанности, уроки, из-за того, что проводишь много времени в Сети?

3. Ты чаще общаешься с друзьями в Сети, чем в реальной жизни?

4. Ты чаще находишь новых друзей в Сети, чем в реальной жизни?

5. Твои родители часто высказывают недовольство по поводу того, что ты тратишь много времени на Интернет?

6. У тебя часто возникают проблемы из-за того, что ты много времени проводишь в Сети?

7. Ты думаешь, что твоя жизнь без Интернета может стать скучной и безынтересной?

8. Ты часто раздражаешься, если тебя отвлекают в тот момент, когда ты находишься в Сети?

9. Ты часто теряешь сон, если допоздна засиделся в Сети?

10. Ты часто говоришь сам себе «ещё пару минут...», когда пытаешься завершить своё нахождение в Сети?

11. Ты часто пытаешься сократить время пребывания в Сети, но у тебя это не получается?

12. Тебе больше нравится проводить время в Сети, чем встречаться с друзьями, ходить в кино и т. д.?

13. Ты часто чувствуешь подавленность, плохое настроение, нервничаешь, когда ты не в Сети, но это сразу проходит, стоит тебе выйти в Интернет?

 Результаты:

13—8 балловбудь осторожен! Ты очень много времени проводишь в Сети. Это может привести к развитию зависимости.

73 балла — ты уже нередко сталкиваешься с проблемами, возникающими из-за того, что проводишь много времени в Сети.

Оглянись вокруг, в реальном мире гораздо интереснее, чем в виртуальном!

21 балл — появились первые проблемы из-за длительного нахождения в Интернете. Постарайся проанализировать — не слишком ли однообразно ты проводишь своё свободное время.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 Бланк для дискуссии «Почему возникает зависимость от Интернета».

Инструкция: прочитайте список причин, которые, по мнению учёных, могут способствовать развитию у подростков интернет-зависимости. Выделите три наиболее важные, на ваш взгляд, причины. Вы можете расширить список факторов.

  1. Недостаток общения со сверстниками.
  2. Недостаток внимания со стороны родителей.
  3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
  4. Стремление постоянно узнавать что-то новое, интересное.
  5. Желание быть как все, не отставать от окружающих.
  6. Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
  7. Попытка отгородиться от внешнего мира, выстроить безопасный с точки зрения подростка мир, которым он сам управляет.

 Примеры игр:

«Стройсь!»

Эта игра хороша для активизации, «разогрева», когда гости ещё не включились в игровой процесс и в ответ на предложение «Давайте поиграем!» снисходительно пожимают плечами — что, мол, мы маленькие, что ли? Самое время хозяину скомандовать «Стройсь!». Только построение должно происходить по определённым требованиям:

  1. По размеру ноги — от самого большого к самому маленькому.
  2. По первой букве имени в обратном алфавитном порядке (от Я к А).
  3. По размеру ладони.
  4. По… чувству юмора (участники должны доказывать друг другу свои юмористические способности).

«Ха-ха»

Всем участникам нужно представить себя очень солидными и серьёзными людьми, находящимися на ответственном мероприятии. Каждому из них будет предоставлено слово. Первый оратор (порядок выступлений — по желанию участников) должен встать и очень спокойно, чётко и весомо произнести: «Ха». Второй оратор подхватывает, но он уже говорит: «Ха-ха», у третьего речь длиннее — «Ха-ха-ха» и т. д. Задача участников — как можно дольше продержаться в игре, любого, кто не выдержит и засмеётся, удаляют из круга солидных людей!

«Кто, где, когда?»

Двое игроков выходят за дверь. Остальные участники игры договариваются, кого будут изображать двое вышедших. Это могут быть и неодушевлённые предметы, и живые существа. Например, мореход и компас, часы и крокодил — варианты могут быть самые различные. Дополнительно нужно ещё определить, где встретились эти два персонажа. Например, крокодилу могли попасться часы в тот момент, когда он поедал незадачливого путешественника, и т. д.

Затем по очереди вызываются стоящие за дверью. Им по секрету друг от друга сообщаются роли, после чего начинается игра. Обоим участникам говорится, где они встретились (так, в случае с крокодилом и часами местом встречи оказывается река). Задача участников — догадаться, кто же его партнёр. Для этого можно задавать друг другу самые разные вопросы, но в ответ партнёр имеет право отвечать лишь «нет» или «да». Побеждает тот, кто быстрее всего разоблачит своего партнёра.