Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Здоровьесозидающая деятельность как составляющая качества образования

А.Г. Грецов. Формирование культуры здорового образа жизни в подростково-молодежной среде (статья опубликована в мае 2016 года)


Автор: Грецов Андрей Геннадьевич, ГБОУ СОШ № 309 Центрального района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, д. пс. н.

 

Актуальность пропаганды ценностей здорового образа жизни среди молодых россиян обусловлена крайне неблагоприятными показателями состояния здоровья молодежи, распространенностью «вредных привычек», общей неблагоприятной демографической ситуацией. «Проблема здорового образа жизни населения России является комплексной и проявляется, в частности, в утрате жизненных перспектив, массовом характере разрушительных для здоровья пристрастий и зависимостей» (А.В.Тимакин, 2011).

Здоровый образ жизни представляет собой обобщенный эталон жизнедеятельности современного человека как результат его развития, аккумулирующий позитивные ценности физического, психического, социального, культурного благополучия (А.В.Тимакин, 2011). Здоровый образ жизни рассматривается как условие и целостный показатель общей культуры личности и включает в себя её духовно-нравственное, интеллектуальное и физическое развитие в их единстве (Н.В.Осадчая, 2005). В данную категорию возможно включение всего, что «способствует выполнению человеком... функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья» (Э.М. Казин и др., 2000). 

Сложность обсуждения проблем здоровья и здорового образа жизни в подростково-молодежной среде обусловлена рядом аспектов:

  • У молодежи преобладает отношение к здоровью как к инструментальной, а не терминальной ценности. Иными словами, они склонны рассматривать здоровье не как ценность, ради которой следует прикладывать усилия и отказываться от «вредных привычек», а скорее как некую разменную монету, которую можно расходовать по своему усмотрению.
  • Ярко выраженные хронические заболевания, накладывающие серьезные ограничения на жизнедеятельность и причиняющие перманентное неудобство, у большинства молодых людей еще отсутствуют. Риск обрести их в отдаленном будущем обладает слабым мотивационным потенциалом, т.к. для подростков характерна разорванность временной перспективы, при декларируемом интересе к своему будущему в реальности они исходят из краткосрочных планов. Если же хронические заболевания имеют место, подросток склонен воспринимать возможность нарушать рекомендации как своего рода браваду.
  • Преобладание скептического отношения к обсуждению тематики здорового образа жизни. Это связано как с тем, что большинство подростков сталкивалось с неудачным опытом пропаганды подобных идей (например, с морализаторством и продвижением тезиса о том, что «для здоровья» надо отказывать себе во всем приятном), так и с настороженным отношением к медицине, а также реакцией на навязчивую рекламу оздоровительных процедур и БАДов.
  • Ориентация на референтную группу сверстников, в которой обсуждение заболеваний и демонстрация связанных с ними поведенческих ограничений, как правило, не приветствуется.
  • Физическая культура в том аспекте, как она преподается в школах и в ВУЗах (за исключением физкультурно-спортивных ВУЗов), в подавляющем большинстве случаев не ассоциируется со здоровьем. 

Само понятие «здоровый образ жизни» трактуется молодежью крайне узко, в большинстве случаев сводясь к небольшому числу шаблонных суждений типа «не пить, не курить», «делать утром зарядку». К сожалению, почти не встречается понимание этого явления как системы жизненных ценностей устойчивых привычек (как в области занятия физической культурой, так и в других жизненных сферах), направленных на мотивацию к укреплению здоровья и фактически способствующих повышению его уровня. В реальности же к основным компонентам здоровый образ жизни относят оптимальный двигательный режим, рациональное питание, режим дня, тренировку иммунитета, соблюдение половой и психосексуальной культуры, отсутствие вредных привычек, психогигиену учебного процесса (И.П. Сапельцева, 2004).

Необходимо обеспечивать положительное влияние на здоровье участников образовательного процесса через (Н.В. Осадчая, 2005):

  • учет возрастных, физиологических и психологических особенностей обучающихся;
  • мотивацию участников учебно-воспитательного процесса на сохранение здоровья.

Формирование установки на поддержание здорового образа жизни не может быть сведено к фактическим знаниям или умениям (например, умение рационально планировать режим дня), а подразумевает акцентирование внимания на ценностно-мотивационной сфере личности. В рамках валеологии под «мотивацией к здоровому образу жизни» понимается потребность в здоровье (Г.К. Зайцев, 2001), осознание ценности здоровья (Н.Н. Куинджи, 2001).

Нами в школе №309 с помощью метода анкетирования проведено исследование отношения школьников к своему здоровью (ученики 7-11 классов, n=127). Как выяснилось у школьников преобладает ценностное отношение к своему здоровью. Суждение, набравшее наибольшее количество баллов – «Мне нравится ощущать себя здоровым». Процент испытуемых, обучающихся в разных классах, выбравших данное суждение как значимое, практически равен. Это свидетельствует о том, что такая личностная позиция отражает базовые (терминальные) ценности человека, а их зависимость от возраста (по крайней мере, на данном жизненном этапе) относительно невелика. Хотя значимость суждения «Здоровье, вероятно, самое важное в жизни» оценивается несколько ниже, особенно в 10-11 классах. Возможно, это обусловлено наличием в жизненных планах учеников именно этих классов задач, которые они ситуативно воспринимают как более важные (например, успешная сдача ЕГЭ, поступление в ВУЗ).

Близко к по значимости расположено и суждение «Я предпочитаю, чтобы меня считали здоровым и спортивным». Это свидетельствует о том, что такие характеристики подростков являются, с точки зрения подростков, социально одобряемой частью их имиджа и, соответственно, может служить мотивирующим фактором к следованию ценностям здорового образа жизни.

К здоровью у школьников ярко выражено отношение как к ценности интернальной – т.е. как к тому, что зависит преимущественно от их собственных усилий, а не от каких-то внешних факторов, контролировать которые они, по собственному мнению, не могут (это видно по статистике согласия школьников с суждением «Здоровье человека предопределяется, главным образом, его собственными усилиями»).

Применительно к медицинским знаниям, у школьников преобладает когнитивный (познавательный) интерес. С их точки зрения, для того, чтобы быть здоровыми, важно понимание устройства собственного тела. Особенно ярко выражен такой интерес у обучающихся в 8-х классах, когда анатомия и физиология человека как раз и являются предметами изучения на уроках биологии.

Строго говоря, такая трактовка не является бесспорной – знание «устройства тела» с позиции принятия ценностей здорового образа жизни объективно является менее важным аспектом, чем понимание тех факторов, что детерминируют здоровье, а главное – следования соответствующим рекомендациям.

Важно для школьников и суждение про то, что значимо знать «обустройство собственного тела». Процитированное суждение носит, строго говоря, несколько общий характер, но его частое упоминание можно рассматривать как дополнительное свидетельство того, что обучающиеся небезразличны к своему соматическому состоянию.

У обследованных нами школьников превалирует (во всяком случае, согласно высказанным ими суждениям) позиция «Если ценишь здоровье сам – помогай заботиться о нем и другим».  С одной стороны, это можно трактовать как признак сформированности у них личностно-ориентированной позиции по данному вопросу. С другой – нельзя исключить, что имеет место эффект «социальной желательности», т.е. предпочтение давать тот вариант ответа, который, с точки зрения участников исследования, заслужит наибольшее общественное одобрение.

В число наиболее значимых попал и вариант ответа «Я очень ценю чистоту природной среды». Скорее всего, это можно объяснить спецификой школы, где проводилось исследование (одной из приоритетных задач в ней является экологическое воспитание).

Суждения, отражающие критическое отношение к нормам здорового образа жизни, выбираются испытуемыми в качестве значимых для себя лишь в единичных случаях. Это говорит о том, что ценности ЗОЖ аудиторией школьников в целом принимаются.

Суждения, отражающие фактическое следование правилам здорового образа жизни (например, оценка интенсивности занятий спортом, посещение врачей с профилактической целью) находятся на среднем уровне. Таким образом, понимание необходимости следования определенным нормативам выражено у школьников ярче, чем их фактическое соблюдение. Это отражает более общую проблему перевода знаний на уровень поведения и, очевидно, может служить приоритетной задачей в дальнейшей работе.