Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Проблемы оценки качества образования и результатов образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

И.В. Клещева. Обучение учащихся формированию портфолио


Автор: Клещева Ирина Валерьевна РГПУ им. А.И. Герцена, доцент, кандидат педагогических наук, руководитель ОЭР ГБОУ СОШ № 308 с углублённым изучением математики Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 15 лет.

 

Портфолио достаточно широко применяется в современном образовательном процессе как дополнительное к традиционным контрольно-оценочное средство, которое позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, познавательной, исследовательской, проектной, социальной, коммуникативной, творческой и т.д. Ведение портфолио является творческой работой, позволяющей не только педагогу оценить способности и умения учащегося, но и самому ребенку, его родителям представить образовательный уровень, увидеть сильные стороны, резервы, недочеты, определить направления дальнейшего образовательного маршрута.
Тем самым портфолио выступает инструментом качественной оценки компетентностей учащегося, измерения динамики его индивидуального развития, самопрезентации, а значит, позволяет реализовать идеи деятельностного, компетентностного подхода в образовании.
К настоящему времени преимущественно в зарубежной практике разработан целый ряд моделей портфолио.
В отечественной системе образования наиболее распространены портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Каждый их этих портфелей выполняет определенные функции, имеет свои преимущества и ограничения. Так, в портфолио документов входят сертифицированные индивидуальные образовательные достижения [1]. Это предоставляет возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Однако портфолио этого типа даёт представление лишь о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п. Поэтому для более полной диагностики мы считаем целесообразным использовать названные типы портфелей как разделы комплексного портфолио учащихся.
И портфолио документов, содержащее, например, сертификаты участника конференций, диплом победителя олимпиады, грамоту за шефскую помощь и прочее, будет обогащено разделом портфолио работ. Этот раздел представляет собрание различных работ учащегося, в него могут быть включены материалы, отражающие не только учебную, но и творческую, исследовательскую, проектную, социальную деятельность.
Например, текст доклада, тезисы, сценарий социальной акции, описание проекта и т. д.Такие материалы дают представление о качестве учебной, социальной, творческой активности школьника, круге его интересов. В свою очередь материалы портфолио отзывов (резюме, экспертные заключения, отзывы педагогов, руководителей проектов, рецензии, самоанализ) создают условия для рефлексии и самооценки учащегося.
Изучение практики организации работы с портфолио в школе свидетельствует о том, что в большинстве своем, формирование портфолио является хаотичным, нерегулярным, основанным на личных представлениях учащихся и их родителей о структуре и содержании портфеля процессом. Для того, чтобы портфолио давало объективные сведения об образовании и развитии учащегося, максимально полно выполняло свои функции (диагностическую, контрольно-оценочную, мотивационную, организационную, рефлексивную и др. [4]), необходимы четкое понимание педагогом целей формирования портфеля, выбор в соответствии с этими целями модели портфеля, специальное обучение учащихся формированию портфеля, регулярный контроль промежуточных результатов и консультирование, коррекция дальнейшего сбора материалов.
В связи с этим рассмотрим основные этапы формирования портфолио и возможную организацию работы учащихся по составлению портфеля своих образовательных достижений.
Различные авторы [1, 2, 3] выделяют разнообразные этапы формирования портфолио. Выполнив сравнительный анализ, мы выделили инвариантные этапы, которые указываются всеми авторами и являются необходимыми при работе с портфолио. К этим этапам относятся:

  1. Организация и планирование. Это начальная стадия развития портфолио. Обучающиеся должны с помощью учителя понять цель портфолио, его статус как средства контроля, оценки, организации собственного развития.
  2. Собирание. Этот процесс представляет собой непосредственное накопление значимых материалов, отражающих образовательный опыт обучающихся и цели сбора материалов. Выбор и сбор материалов регламентируется не только целями, но и моделью портфолио. Как отмечалось выше, это могут быть различные документы, подтверждающие тот или иной вид деятельности учащегося и его результативность, сами работы школьника, отзывы на эти работы.
  3. Осмысление. Помимо материалов, отражающих мнения различных экспертов, важным этапом работы с портфелем является самооценка автором портфолио качества выполненных им работ, собственного развития, недостатков образования. Стимулировать этот этап может задание выполнить письменный самоанализ или устная беседа с учащимся.

По результатам нашей опытно-экспериментальной работы в соответствии с выделенными этапами кратко опишем методику обучения учащихся формированию портфолио.
Начинать работу по формированию портфолио целесообразно с обсуждения с ребятами возможного содержания портфеля и целей его составления. Действительно, практически вся деятельность по созданию и использованию портфолио строится в зависимости от поставленных в целей. Чем чётче будут сформулированы основания необходимости создания портфолио, чем конкретнее объяснено, зачем школьнику такой инструмент, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах. При этом желательно указывать не только внешние мотивы (например, портфолио будет учитываться администрацией школы при выборе учащимся профиля в старших классах), но и развивать внутренние мотивы (например, учащийся сам или с помощью школьного психолога сможет проследить свои способности и стремления в определении дальнейшей профилизации).
Заметим, что данная работа по разъяснению целей и формированию мотивации составления портфолио для большинства учащихся должна проводиться не однократно, а систематически. Если промежуточные результаты формирования портфолио отсутствуют или ниже запланированных, это зачастую является указанием на то, что работа по мотивации и целеполаганию формирования портфеля была недостаточной и ее необходимо актуализировать.
Вслед за определением назначения, целей, компонентов портфолио могут обсуждаться и варианты его оформления, хотя само оформление портфеля происходит позднее, необходимо сформулировать требования к его оформлению на первых этапах, чтобы сориентировать учащихся. Традиционно портфолио оформляется в виде папки с определенными разделами, в каждый из которых помещается соответствующая информация. Сейчас все более актуальна разработка портфолио в электронной форме.
Реализация первого этапа формирования портфолио возможна разными способами: в рамках отдельного занятия спецкурса, посвященного, например, профессиональной ориентации учащихся, или классного часа, семинара школьного научного общества. Содержание такого семинара логично строить путем поиска ответов на вопросы:

  • Каковы цели формирования портфолио?
  • Из каких разделов будет состоять портфолио?
  • Какие материалы должны / могут быть включены в портфолио?
  • Как может оформляться и выглядеть портфолио?

Продуктивен вариант, когда ответы на эти вопросы получаются совместно с учащимися. В этом случае семинар может быть организован посредством анализа кейсов. Микрогруппам учащихся раздаются готовые портфолио, которые подробно ими анализируются. Каждая группа готовит аргументированные ответы на поставленные вопросы, знакомит остальных слушателей с результатами изучения портфолио, на основании чего совместно формулируются цели и компоненты портфолио.Исходя из совместно выделенной или разработанной структуры портфолио, намечается организационный план работы, обеспечивающей сбор необходимых материалов, определяются сроки заполнения портфеля, время работы над ним, сроки контрольных процедур, график консультаций.
Реализация следующего этапа, связанного с накоплением и отбором информации для портфолио, осуществляется учащимися преимущественно самостоятельно. Однако учителю необходимо уже на этом этапе осуществлять контроль промежуточных результатов во избежание типовых ошибок, связанных с собиранием портфеля. Как правило, эти ошибки связаны с избыточностью или несодержательностью собранных учащимся данных, сложностью разнесения собранных материалов по предложенным разделам портфолио. Поэтому на этом этапе уместны консультационные формы работы, которые предполагают совместную деятельность по поиску, обсуждению, корректировке, систематизации данных, предназначенных для портфолио.
На данном этапе можно обособить технологический блок, связанный со способами хранения, представления и каталогизации элементов портфолио, оформлением портфолио в виде электронного или печатного продукта, построением ссылок, связывающих различные материалы портфеля.
На этапе осмысления, рефлексии производится самостоятельная проверка учащимися соответствия полученных результатов собственным ожиданиям, заявленным требованиям, критериям оценки, осознаются направления самообразования и саморазвития, определяются дальнейшие образовательные задачи.
Для этого возможно использование письменных форм рефлексии, таких как эссе, заполнение дневника наблюдений, анкетирование, ответы на вопросы по методу неоконченных предложений и так далее.

Приведем примеры возможных предложений:
При работе с портфолио

  1. самым интересным было …
  2. больше всего мне понравилось…
  3. труднее всего было …
  4. лучше всего удалось …
  5. для себя я понял …
  6. Моими сильными сторонами в учебе являются…
  7. После школы я чаще всего…
  8. Надо подтянуть…

Дополнительным этапом работы с портфолио может стать его презентация – представление материалов заинтересованным лицам (одноклассникам, учителям, родителям, администрации школы, другим экспертам). В зависимости от формы портфеля и аудитории, презентация портфолио может быть различной. Это может быть индивидуальная демонстрация портфолио в конце работы, защита портфолио, выставка портфолио, конференция по портфолио, коллективная экспертиза портфолио, собеседование и др.
Технология портфолио широко используется в системе высшего образования и в профессиональной среде для максимально полного отражения достижений. Портфолиов школе позволяет на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты учебной, исследовательской, социальной, творческой деятельности учащегося, сформулировать рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, выбору им будущей профессии. Для того, чтобы портфолио стало в этом действенным механизмом, необходимо уже в школе обучать учащихся грамотно формировать портфель своих образовательных результатов.

Литература:

  1. Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке. Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. 73с.
  2. Клещева И.В. Педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся методом процессфолио // Образование и общество: научный, информационно-аналитический журнал. № 1 (84). 2014. С. 32-36.
  3. Клещева И.В., Шехонин А.А. и др. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента: учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2014. 81 с.
    4.Смолянинова О.Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: монография. Красноярск:      Сибирский федеральный университет, 2012. 332 с.