СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Алесюк Ольга Сергеевна, ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее, учитель биологии, стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория.
|
Автор: Тупальская Тамара Николаевна, ГБОУ Российская гимназия при Государственном Русском музее, учитель физики, стаж работы 36 лет, первая квалификационная категория.
|
«Достоинство хорошей методы состоит в том,
что она уравнивает способности;
она вручает всем средство легкое и верное».
Козьма Прутков
Педагогическое тестирование появляется в России в 90-е годы. Первые тесты создавали тестологи, но позже появляется мнение, что учитель не просто имеет право, а должен уметь сам составлять неформальные тесты (1).
Неформальные тесты конструируются преподавателем с целью максимально объективно зафиксировать результаты планируемого ими процесса обучения в своем классе и использовать их в своей педагогической практике. Однако здесь существует опасность неправильного составления тестов (2).
Как оценить правильность составленных вопросов, их сложность, объективность? Для этого можно воспользоваться методом Дидериха, с которым мы хотим вас познакомить.
Данный метод был предложен еще в 1968 году, но остается актуальным и сегодня. В чем его суть?
После проверки работ, учитель обрабатывает результаты и распределяет их по общему количеству баллов.
В зависимости от количества баллов разделяет результаты на две половины, верхнюю - лучшую и нижнюю - худшую.
Обработку выполненных заданий учитель осуществляет по предложенной схеме (рис.1)
Рис.1. Схема обработки выполненных заданий в неформальном тесте
Данная таблица состоит из 6 граф. В первую графу заносятся номера заданий. Во вторую графу- количество правильных ответов по каждому заданию из лучшей половины работ. В третью графу заносится количество правильных ответов по каждому заданию из худшей половины работ. В четвертой графе – разность между правильными ответами из лучшей и худшей половины. Данная величина показывает меру селективности. В пятой графе – степень сложности каждого задания, рассчитанная в процентах, по формуле, которую вы видите под схемой. А в шестой графе – сумма правильных ответов по каждому заданию. Данная величина помогает рассчитать степень сложности.
Предлагаем Вашему вниманию пример использования данного метода при обработке результатов теста по физике.
В 8 классе были апробированы тесты по физике, глава «Магнитное поле», параграф « Магнитное поле прямолинейного тока».
Перед вами образец данного теста (рис.2). Этот тест составлен по когнитивной таксономии целей Бенджамина Блума и состоит из 6 заданий: на знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку.
Рис.2. Пример тестовых заданий по физике-1
Рис.3. Пример тестовых заданий по физике-2
Предлагаем вашему вниманию алгоритм обработки результатов теста.
Также в таблицу заносим разность между правильными ответами из лучшей и худшей половины, сумму правильных ответов по каждому заданию. Определяем степень сложности каждого задания по формуле, которая была представлена ранее и эту информацию заносим в таблицу.
Рис.4. Результаты обработки решений заданий теста по физике
Проделав эту работу, анализируя результаты, мы убедились:
Подводя итоги нашей работы в целом, мы пришли к следующим выводам:
Представленное нами описание метода Дидериха, проиллюстрированное примерами, позволит любому учителю применить данный метод в практике, для того, что бы быть уверенным в качестве разрабатываемого им такого диагностического инструментария как неформальные тесты.
Литература:
2.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. / К. Ингенкамп. М.: Педагогика, 1991.