Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №15 (декабрь 2015) » Проблемы оценки качества образования и результатов образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Т.Н. Носкова. Карта рефлексии как инструмент самооценочной деятельности в самостоятельной работе


Автор: Носкова Татьяна Анатольевна, зам. директора по ОЭР учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №612 Центрального района Санкт-Петербурга, аспирант СПб АППО, стаж работы 26 лет, высшая квалификационная категория.

 

Традиционно конструктивные и оценочные умения были компонентам педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход в обучении, принятый за основу при разработке ФГОСов, обусловливает становление субъектной позиции учащихся. Делегирование учащимся оценочного компонента учебной деятельности, адекватная самооценка могут стать основой будущей учебной самостоятельности, основой формирования познавательного интереса и учебной мотивации, способствовать становлению учащихся как субъектов обучения.Самооценочная деятельность выполняется учащимися на основе самоанализа, проявляющегося в умении исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности.Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку проанализировать собственную работу, дать ориентировочную основу для самостоятельного исследования причин возникших затруднений и ошибок. Такая основа содержится в Карте рефлексии, разработанной для коррекционной (диагностической) работы на уроках русского языка. Рефлексивная карта составлена с учетом того, что решение каждой орфографической задачи состоит из выполнения ряда действий. Эти действия успешно выполняются при условии овладения знаниями и умениями в различных областях лингвистики: словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики, т.е. отражают системные отношения языковых явлений. Учителю необходимо вывести учащихся на понимание этих отношений для более глубокого усвоения программного материала и развития языковых способностей у детей. Например, чтобы правильно написать безударную гласную в личном окончании глагола, ученику необходимо выполнить следующее:

  • Определить частеречную принадлежность слова.
  • Выполнить морфемный анализ (частично – выделить окончание).
  • Извлечь информацию из схемы образца разбора в Паспорте ошибок
  • Поставить слово в начальную форму.
  • Вспомнить, какие глаголы относятся к I-му, а какие ко II спряжению (по инфинитиву).

Перечисленные действия он находит в Карте рефлексии и фиксирует их, определяя, где у него возникли затруднения (какое действие в ходе решения задачи выполнено неправильно) и какова их степень. Таким образом, ребенок может увидеть свои проблемы в области морфологии, словообразования, понять природу орфограммы. В соответствии с проведенной диагностикой ребенок ставит перед собой личностно значимые цели.На достижение поставленных целей направлена коррекционная работа, выполняемая учащимся по результатам диагностики. Вначале учитель составляет задания для отработки необходимых учебных умений и восполнения пробелов в знаниях, дает возможность ученикам сориентироваться, по каким путям нужно идти к намеченным целям.Например, если ребенок ошибся при написании личного окончания глагола и определил, что затруднялся в выделении этой морфемы, он выбирает в подготовленных учителем заданиях упражнения в морфемном разборе слова. Или при работе с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне» ученик может определить свои затруднения в подборе однокоренных слов, что связано с ограниченностью словарного запаса, и выбрать специальную работу по лексике.Система таких работ (от темы к теме) способствует совершенствованию саморегуляции, постоянному оцениванию своих возможностей в различных областях языковой системы. У ученика создается внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости ребенок мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. И тогда ученик сможет сам точно определить, над чем необходимо работать для достижения положительного результата и подобрать (не выбрать из того, что предложит учитель!) необходимый дидактический материал для самостоятельной работы. Например, личностно значимую работу ученик может выполнить, составив задания с использованием собственного проекта – Словаря трудных слов русского языка (в данном словаре содержатся слова, в которых ученик ранее допустил ошибки). Ребенок может выполнить различные виды разбора словарных слов или составить с ними словосочетания и предложения различных конструкций, составить тесты, написать сочинение на лингвистическую тему и т.п.Как показывает практика, использование Рефлексивной карты как инструмента самооценочной деятельности способствует формированию адекватной самооценки, повышению уровня интеллектуального развития личности, проявляющегося в достижении положительного результата каждым учащимся в изучении русского языка как системы и развивает важнейшие личностные качества – чувство ответственности и стремление самостоятельно трудиться.

Литература:

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий.-М.: Просвещение, 2013.        

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013.