Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

С.В. Бараношникова Использование элементов рефлексии на уроках как развитие самооценки и самоанализа младших школьников в условиях ФГОС (опубликовано в апреле 2017 года).


Автор: Бараношникова Светлана Владимировна, ГБОУ начальная школа-детский сад № 662, учитель-логопед, стаж работы 36 лет, высшая квалификационная категория.

 

Требования ФГОС предусматривают развитие самооценки и самоанализа младших школьников, что является основой развития личности каждого ребенка. Реализация этих задач возможна через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Чтобы младший школьник был готов решать познавательные задачи, его самооценка должна несколько опережать его возможности, т. е быть завышенной. Самооценка ребёнка формируется под влиянием взрослых. Но решающей в начальной школе является позиция учителя, который для ученика младших классов - непререкаемый авторитет. Формирование правильной самооценки – длительный целенаправленный процесс, который осуществляется на каждом уроке, в том числе через элементы рефлексии.

Что же такое рефлексия? Это:

  • обращение назад;
  • размышление о внутреннем состоянии;
  • самопознание;
  • самоанализ.

Цель рефлексии - помочь ребенку вспомнить, выявить и осознать основные компоненты своей деятельности.

Какими способами можно обучить ребенка рефлексии?

Это может быть:

  • устное обсуждение;
  • письменное анкетирование;
  • рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока;

Рефлексия может быть трех видов:

  • настроения и эмоционального состояния;
  • содержания учебного материала;
  • рефлексия деятельности.

Все эти виды рефлексии вы можете использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Я поделюсь опытом своей работы в использовании приемов рефлексии настроения и эмоционального состояния, видами и способами рефлексии в ходе выполнения практических заданий.

На каких уроках может применяться рефлексия эмоционального состояния?

Да, практически на всех. Я рекомендую использовать этот вид рефлексии для диагностики уровня тревожности, снятия эмоционального напряжения. Когда ребенок может осознать своё эмоциональное состояние, ему легче им управлять.

В своей работе я использую разные приемы эмоциональной рефлексии. Например, приемы с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель-логопед должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки или другие фрукты красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Рефлексия окончания логопедического занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Обучающиеся младших классов еще не умеют анализировать свое эмоциональное состояние, не могут выразить свое ощущение словами. Поэтому я использую такие подсказки с названиями эмоций, из которых нужно выбрать близкую в данным момент времени. Нужно уточнять эмоции, подбирая определения понятные детям. Например, эмоции «мне хорошо и спокойно», «я сегодня грущу», «у меня радостное настроение». Эти эмоции дети назвали мне сами, и мы вместе обозначили их на картинках. А дальше дети находят свою эмоцию и размещают рядом свой символ.

Традиционно выделяют две составляющие понятия «здоровье»: физическое и психологическое. Они тесно связаны и зависят друг от друга. Задача учителя сохранить и укрепить здоровье каждого ученика.

Что же способствует сохранению психологического здоровья детей на уроке? Это:

  • творческий характер образовательного процесса;
  • психоэмоциональный комфорт каждого ученика;
  • применение нестандартных форм урока;
  • оздоровительные минутки
  • физкультминутки, музыкальные паузы;
  • игровые моменты;
  • соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей;
  • смена умственной и физической деятельности;
  • дыхательные упражнения;
  • релаксация.

Предлагаю учителю освоить один из видов деятельности, который учитель-логопед использует в своей работе – артикуляционную гимнастику (имитационная игра). Уроки по развитию речи, литературному чтению можно начинать с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует:

  • чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность);
  • снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок;
  • формированию навыков самоконтроля;
  • Правила выполнения:
  • на одном уроке выполняем 3-4 упражнения, включая упражнения разных блоков;
  • каждое упражнение выполняется по 5-7 раз;
  • при отборе упражнений следуем правилу «от простого к сложному». Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме;
  • статические упражнения выполняются по 7-10 секунд;
  • ученик должен хорошо видеть лицо учителя, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

1-й блок – упражнения для губ и щёк: упр. «Дудочка», «Заборчик», «Шарик».

2-й блок – статические упражнения: упр. «Блинчик», «Грибок», «Чашечка».

3-й блок – динамические упражнения: упр. «Качели», «Часики», «Маляр»; упр. «Орешки», «Чистим зубки», «Киска».

Работа со скороговорками (речевая разминка). Прочитайте, повторите, оцените себя, используя придуманный вами символ:

Во дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова;
Не вместит двор дров - дрова выдворить пора.

Повстречались две подружки, две подружки - две болтушки,
Говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.

Дружно в оркестре играли дети: Карл играл на чёрном кларнете,
Кирилл - на валторне, на арфе - Алла, а на рояле Лара играла.

Выговаривая скороговорки, ломала я язык ломала, переламывала да не выломала.

Рефлексия деятельности дает возможность:

  • осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;
  • оценить активность каждого на разных этапах урока.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся.

Следует отметить, что организация рефлексивной деятельности способствует развитию важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости, конкурентоспособности. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Надеюсь, что мой опыт будет полезен учителям начальной школы в построении собственной системы работы по сохранению здоровья младших школьников.