Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Кронштадтская школьная лига Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

З.П. Воронова. Модернизация системы внутренней оценки качества образования в школе в условиях реализации ФГОС и НСОТ


Автор: Воронова Зинаида Павловна, директор ГБОУ школы №181 Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 46 лет, высшая квалификационная категория.

 

Одним из важнейших элементов управления современной школой является система управления процессом обеспечения качества образования. Внутренняя оценка качества образования с соответствующими управленческими решениями, стратегией и тактикой должна реализовать свой потенциал как полноценный ресурс управления при переходе от модели контроля за качеством к модели обеспечения качества, и это вполне соответствует  ФГОС последнего поколения.

Если в школе отсутствует единой понимание системы контроля качества образования, то органичная адаптация к условиям введения ФГОС и НСОТ для педагогического коллектива затруднена. Внутренний аудит, или внутришкольный контроль в его «классическом» понимании, не должен осознаваться педагогическим коллективом школы только как план контрольных мероприятий. В соответствии с требованиями ФГОС к качеству образования, первоочередной задачей является введение в практику школьного образования новых качеств как новых характеристик. «Качество» как ключевой критерий для оценки образовательного процесса и всех его составляющих подразумевает включение в систему внутришкольного контроля качества образования всех соответствующих государственным нормативным актам результатов, ресурсов и условий.

Внутренний аудит качества образования может стать действенным инструментом, реализующим требования ФГОС, если:

  • отразить в составе объектов контроля все перечисленные в ФГОС образовательные результаты – и личностные, и метапредметные, и предметные;
  • включить в состав объектов контроля все условия, перечисленные в Стандартах;
  • превратить контроль из системы управления в объект управления, т.е. включить в него раздел, измеряющий качество управления школой;
  • разработать систему критериального оценивания, когда качество оценивается через показатели, а каждый показатель описывается по уровням достижения результата.

В нашей школе осмысление и принятие педагогическим коллективом совокупности показателей, определяющих качество образовательных результатов и качество образовательного процесса, осуществлялось с помощью специальных проблемно-обучающих семинаров в рамках каждого методического объединения и деловых игр в рамках специально организованных научным руководителем и методистом педагогических советов по теме ОЭР. В процессе этих занятий каждое требование трех разделов ФГОС (к образовательным результатам, к условиям реализации образовательных программ и к структуре этих программ) обсуждалось и соотносилось с реалиями конкретной образовательной среды. Педагогам предлагалось последовательно поставить себя на место директора, учащегося, родителя и предложить ряд критических замечаний к существующей ситуации.

Известно, что ФГОС не содержит способов, инструментария и других ресурсов реализации прописанных результатов. Эти ресурсы проектируются на всех уровнях образовательных систем исходя из реальных возможностей школы, района и города. Требования ФГОС к результатам задают направление поиска ресурсов, а требования ФГОС к условиям реализации образовательных программ задают обязательный объем и уровень качества ресурсов. После ознакомления с ФГОС администрация нашей школы проанализировала реальную ситуацию в школе по всем направлениям: образовательные показатели обучающихся, уровень образования и квалификацию педагогов, состояние материальной базы и др.

Различные аспекты системы внутришкольного контроля неоднократно описывались на страницах профессиональных журналов («Директор школы», «Завуч», «Практика административной работы в школе» и др.), но в настоящее время необходим переход к системно-деятельностному подходу.

Внутришкольный контроль, подробно и глубоко исследованный в российской педагогике (А.М. Моисеев, М.М. Поташник и др.), до сих пор в системе управления школой выполняет преимущественно функцию сбора текущей информации для отчетов органам управления образованием.

Мы считаем, что разработка, апробация и реализация системы оценки качества образования в школе на основе внутреннего аудита – это путь модернизации и развития. Педагогический коллектив нашей школы выбрал для очередного витка ОЭР как раз такую тему, преследуя как утилитарную цель, т.е. достижение качества образования в данном образовательном учреждении, суммируя накопленный опыт попыток «не захлебнуться» в потоке информации, так и цель глобальную – создание руководства к действию, определенного «шаблона» для тех образовательных учреждений, кто закладывает в свою программу развития истинное развитие и совершенствование.

Литература:

  1. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие. — М.: АПК и ППРО, 2009.
  2. Управление качеством образования: Сборник / Под ред. М.М. Поташника. − М.: педагогическое общество России, 2006. − 448 с.

  3. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие/Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. — М.: Академия, 2006.