Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

В.В. Хуциева. Необходимость разработки модели организации внутреннего аудита в образовательном учреждении как средства оценки качества образования


Автор:  Хуциева Виктория Валерьевна, методист по опытно-экспериментальной работе, учитель истории, английского языка кандидат исторических наук, доцент кафедры русской истории РГПУ им. А.И. Герцена, ГБОУ школа №181 Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 17 лет, первая квалификационная категория.

 

 

Наша школа действует в инновационном статусе районной опытно-экспериментальной площадки с 01.09.2013 г. по 31.05.2016 г. по теме «Организация неформальных процедур оценки качества образования в образовательном учреждении через внутренний аудит». Данная тема соответствует подпрограмме 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Целью первого этапа ОЭР являлось создание механизма планирования и проведения внутреннего аудита (мониторинга всех областей деятельности школы) на основе внутришкольного стандарта качества образования.
Процедура внутреннего аудита для оценки качества образования в нашем понимании - вид деятельности по информационному обеспечению процесса управления образовательным учреждением, основанный на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления в деятельности образовательного учреждения.
Особенностью внутреннего аудита является его «неформальный» характер, т.е. инициируется и организуется весь комплекс контрольно-диагностических мероприятий «изнутри», без внешнего «заказа» или руководящего распоряжения. Можно сказать, что  подразумевается осознание администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения своей ответственности за обеспечение качества образования и принятие таких решений, которые обеспечили бы положительную динамику по всем показателям своей деятельности.
С самого начала работы разрабатывалась модель организации внутреннего аудита в образовательном учреждении как средства оценки качества образования. Ее необходимость несомненна: в каждом образовательном учреждении со временем накапливается не только значительный объем информации на разных носителях, но и комплекс алгоритмов и шаблонов для получения этой информации и дальнейшей работы с ней. Конечной целью этого процесса является совершенствование работы, направленное как на субъективно положительные результаты, так и на соответствие их  основополагающим документам и нормам.
Если рассматривать ФГОС как основу для выделения существенных признаков качества образовательной системы школы, то получается, что три группы требований в Стандартах определяют три направления внутреннего аудита как соответствующие трем группам критериев оценки качества образования:

  • оценка качества образовательных результатов, достигаемых школой;
  • оценка качества условий образовательной деятельности;
  • оценка качества управленческой деятельности.

Наша модель подразумевает еще более широкий взгляд, хотя и значительно более трудоемкий, на аспекты деятельности школы, подлежащие анализу как ключевые для оценки качества образования в ней.
Модель организации внутреннего аудита качества образования (ВАКО 4х4) на этапе разработки и внедрения показала, что общее финансирование системы играет далеко не главенствующую роль в достижении качества образования. Стабильно коррелировали с качеством результатов образования в школе три фактора:

  • качество подготовки учителей и правильный отбор преподавательских кадров;
  • постоянное повышение квалификации учителей, обеспечение эффективности, разнообразие форм и поддержка начинающих учителей;
  • постоянное отслеживание результатов (мониторинг прогресса) каждого обучающегося, четкие стандарты ожидаемых результатов.

Модель охватывает 4 блока мониторинговых исследований, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом – педагогический мониторинг, управленческий мониторинг, финансово-хозяйственный мониторинг, социально-информационный мониторинг. Каждый из них включает четыре категории составляющих, неразрывно связанных с деятельностью образовательного учреждения и ориентированных на достижение качества образования.
Разработка модели внутреннего аудита позволяет решить ряд проблем в деятельности любого образовательного учреждения:

  1. для преодоления недостатков во внедрении инноваций включить в контроль диагностику качества научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентностного подходов;
  2. рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости ввести в систему внутришкольного контроля результатов мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах;
  3. для решения такой проблемы, как отсутствие единого критериального оценивания успехов учащихся и сопутствующего снижения валидности оценки результатов деятельности как ученика, так и учителя, совершенствовать систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов в оценке уровня учебного успеха ученика и уровня профессиональной компетентности учителя;
  4. недостатки в управленческой деятельности администраторов (излишние временнЫе и трудозатраты, пересечение зон ответственности и нечеткость границ функциональных обязанностей и др.) скорректировать разработкой четкой системы внутреннего аудита, прозрачной для каждого субъекта образовательного процесса, обеспеченной грамотным инструментарием, оптимизирующим работу с потоками информации по принципу «распределенной ответственности»;
  5. недостатки в уровне компетентности педагогов и школьных управленцев в обеспечении условий для реализации индивидуально-ориентированного, социально-направленного образовательного процесса, ликвидировать за счет введения в  систему контроля мониторинга профессиональной компетентности учителя, чтобы индивидуализировать методическую работу в школе, осуществить целевую помощь каждому учителю.

    Литература
  1. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие. — М.: АПК и ППРО, 2009.
  2. Галеева Н.Л. Оценка качества профессиональной деятельности учителя. Рекомендации по разработке системы показателей // Управление школой. — 2009, №2, с. 3–7.
  3. Системы оценки качества образования в условиях инновационных процессов: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 21–22 марта 2009 г. Новосибирск: Новосибирский ИПКиПРО, 2009.
  4. Управление качеством образования: Сборник / Под ред. М.М. Поташника. − М.: педагогическое общество России, 2006. − 448 с.      5.Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учебное пособие/Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. — М.: Академия, 2006.