СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Шугало Наталья Владимировна, учитель английского языка, ГБОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 19 лет, первая квалификационная категория.
|
Изменение совокупности требований к результатам освоения образовательной программы, её структуре, к условиям её освоения не могло не повлечь изменений в основной форме организации деятельности учителя и обучающихся - в уроке.
Основными отличиями современного урока от традиционного являются изменения роли учителя: переход от учителя-лектора, ментора к учителю-наставнику, советнику (урок ориентирован на ученика, управляем учеником). Главной целью учителя на уроке становится организация самостоятельной деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т.д. Чаще организуются групповые формы работы, осуществляется переход от индивидуальной работы учащегося к работе в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Основной результат такой организации учебного процесса - формирование у обучающихся универсальных учебных действия: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных. Все эти изменения находят свое отражение в новом документе, наличие которого становится обязательным для учителя - технологической карте урока.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. В ней описан весь процесс деятельности учащихся и учителя пооперационно, максимально детально и конкретно, действия всех субъектов координируются и соотносятся друг с другом [1].
В технологической карте последовательно отражены все этапы урока. Одним из важных этапов любого урока, отражённого в карте, становится целеполагание, то есть постановка и формулирование цели урока учениками, учитель только подводит учащихся к осознанию этих целей, помогает и советует, создаёт проблемную ситуацию, в которой ученики обнаруживают дефицит своих знаний.
В структуре учебника «Английский в фокусе» существует раздел «Введение в новый модуль», когда учитель и ученики знакомятся с материалом, который будет изучаться в течение 11-12 уроков. Так как обучение английскому языку проходит «по спирали», когда каждый год к полученному в прошлом году знанию добавляется новое, то в процессе обсуждения мы всегда вспоминаем, что уже проходили по этой теме, и определяем, что будет нового. При этом мы заглядываем в конец модуля, в раздел «Контроль нового знания», где каждый определяет, что он хорошо помнит с прошлого года, что ему нужно повторить, а что выучить.
После этого мы заполняем таблицу:
Знаю хорошо | Нужно повторить | Нужно выучить |
|
|
|
Заполняя таблицу, учащиеся обнаруживают у себя дефицит знаний. Такой анализ материала проходит не только в начале модуля, но и в начале каждого урока. Также учащиеся определяют, в какой жизненной ситуации они могут использовать новое знание, что дает им возможность сделать цель урока личностно-значимой для себя.
Технологическая карта позволяет учителю системно формировать у учащихся универсальные учебные действия. В разработанной мной технологической карте урока особое внимание уделено формированию регулятивных УУД, критериями которых выступают целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка (см. приложение 1).
Литература:
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2013. – 144с.
Приложение 1
Технологическая карта урока
Автор, разработчик | Учитель английского языка ГБОУ лицей №214 Шугало Н. В. |
Предмет | Английский язык |
Класс | 6 |
Тип урока | Развитие умений и навыков |
Тема | «Закажи столик в ресторане» |
Цель | Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов. Предметные результаты: освоение реплик-клише речевого этикета, развитие умений изучающего чтения и заполнения бланков, развитие умений диалогической речи на основе прочитанного, обучение диалогу этикетного характера, диалогу-расспросу, развитие фонетического слуха. Метапредметные результаты: Личностные УУД: умение делать цель урока личностно-значимой для себя, умение принимать решение – выбор из нескольких вариантов. Регулятивные УУД: определять цели урока, умение предвосхитить результат и определить последовательность действий для его достижения, развитие умения осуществлять самоконтроль по эталону, умение осуществлять контроль по критериям, умение осуществлять взаимоконтроль по эталону, умение сверять свои действия и полученные результаты с целью урока. Познавательные УУД: умение анализировать информацию, умение работать с текстом Коммуникативные УУД: умение работать в парах и договариваться с партнёром |
Этап работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап | Учитель приветствует учеников, вызывает дежурного, которому задаёт вопросы о дате, дне недели, отсутствующих и просит напомнить тему модуля
| Учащиеся приветствуют учителя. Дежурный называет дату, день недели, отсутствующих и напоминает тему модуля. Учащиеся настраиваются на учебную деятельность |
|
Целеполагание
Прогнозирование
Планирование
| Учитель называет номер следующего урока и предлагает вспомнить роль данноготипаурока(Use of English) в модуле, какое значение имеет этот урок для изучения англ. языка и темы модуля, каким образом можно использовать знания, полученные на этом уроке в ситуации общения в реальной жизни; предлагает вспомнить, что изучалось на таких же уроках других модулей и определить цель этого урока.
Учитель просит определить, что будет являться результатом этого урока и домашнее задание.
Учитель просит определить, какая будет последовательность действий для достижения результата. | Учащиеся вспоминают, что изучается на уроках такого типа, вспоминают значение урока; определяют, как можно использовать знания, полученные на этом уроке в реальной жизни и определяют цель урока как овладение навыками устной речи и задачей данного урока как овладение навыками диалогической речи по теме «Закажи столик в ресторане»
Учащиеся определяют результатом урока овладение умения составить диалог на тему «Закажи столик в ресторане» и домашнее задание выучить основные фразы-клише.
Учащиеся определяют последовательность действий: 1. Прочитать и определить, кому (посетителю или администратору) принадлежат данные фразы. 2. Прослушать диалог и определить правильность выполнения предыдущего задания. 3. Прочитать диалог в парах. 4. Составить диалог с изменёнными данными по выбору 5. Представить диалоги в изменённых парах. 6. Поработать над произношением | Регулятивные: умение определять цель урока, умение предвосхитить результат и определить последовательность действий для его достижения. Личностные: умение делать цель урока личностно-значимой для себя. |
Практическая деятельность учащихся | Учитель предлагает определить, кто в диалоге скажет представленные фразы | Учащиеся определяют, кому в диалоге будут принадлежать эти высказывания | Познавательные: умение анализировать информацию |
| Учитель предлагает просмотреть диалог с целью определения правильности выполнения предыдущего задания | Учащиеся быстро просматривают диалог и проверяют правильность выполнения задания | Регулятивные: развитие уменияосуществлять самоконтроль по эталону |
| Учитель предлагает прочитать диалог и заполнить пропуски в бланке | Учащиеся читают диалог и заполняют пропуски | Познавательные: умение работать с текстом |
| Учитель объявляет правильные ответы | Учащиеся проверяют свои ответы | Регулятивные: развитие умения осуществлять самоконтроль по эталону |
| Учитель предлагает на выбор несколько ресторанов с разной кухней и предлагает составить диалог-заказ столика на основе образца в выбранный ресторан для семьи. Учитель помогает учащимся в выполнении задания, отвечает на индивидуальные вопросы | Учащиеся выбирают ресторан и составляют диалог в парах. Затем учащиеся меняются ролями. | Коммуникативные: умение работать в парах и договариваться с партнёром Личностные: умение принимать решение – выбор из нескольких вариантов
|
| Учитель предлагает прослушать составленные диалоги и оценить их по критериям. Просит учащихся напомнить критерии. Проверяет правильность оценивания учащимися | Учащиеся называют критерии, прослушивают диалоги и оценивают их. | Регулятивные: умение осуществлять контроль по критериям
|
| Учитель предлагает прослушать диск с записями звуков и повторить их, а затем сделать упражнение на дифференциацию звуков и проверить правильность выполнения задания у соседа по парте. | Учащиеся слушают и повторяют звуки, выполняют задание на дифференциацию звуков, а затем проверяют правильность выполнения задания у соседа. | Регулятивные: умение осуществлять взаимоконтроль по эталону |
| Учитель объявляет домашнее задание для всех - выучить реплики-клише и на выбор задания из рабочей тетради по индивидуальной потребности | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник и выбирают индивидуальное задание по потребности в отработке | Личностные: умение принимать решение – выбор из нескольких вариантов
|
Рефлексия | Учитель предлагает вспомнить, что было целью урока и проанализировать результаты; определить, как справились с работой, что нового узнали на уроке и что нужно закрепить дома. | Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке и определяют свои результаты | Регулятивные: умение сверять свои действия и полученные результаты с целью урока
|