Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

Н.В. Шугало. Разработка технологической карты урока в условиях реализации ФГОС

Автор: Шугало Наталья Владимировна, учитель английского языка, ГБОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 19 лет, первая квалификационная категория.

 

Изменение совокупности требований к результатам освоения образовательной программы, её структуре, к условиям её освоения не могло не повлечь изменений в основной форме организации деятельности учителя и обучающихся - в уроке.
Основными отличиями современного урока от традиционного являются изменения роли учителя: переход от учителя-лектора, ментора к учителю-наставнику, советнику (урок ориентирован  на ученика, управляем учеником). Главной целью учителя на уроке становится организация самостоятельной деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т.д. Чаще организуются групповые формы работы, осуществляется переход от индивидуальной работы учащегося к работе в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса. Основной результат такой организации учебного процесса - формирование у обучающихся универсальных учебных действия: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных. Все эти изменения находят свое отражение в новом документе, наличие которого становится обязательным для учителя - технологической карте урока.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. В ней описан весь процесс деятельности учащихся и учителя пооперационно, максимально детально и конкретно, действия всех субъектов координируются  и соотносятся друг с другом [1].
В технологической карте последовательно отражены все этапы урока. Одним из важных этапов любого урока, отражённого в карте,  становится  целеполагание, то есть постановка и формулирование цели урока учениками, учитель только подводит учащихся к осознанию этих целей, помогает и советует, создаёт проблемную ситуацию, в которой ученики обнаруживают дефицит своих знаний.
В структуре учебника «Английский в фокусе» существует раздел «Введение в новый модуль», когда учитель и ученики знакомятся с материалом, который будет изучаться в течение 11-12 уроков. Так как обучение английскому языку проходит «по спирали», когда каждый год к полученному в прошлом году знанию добавляется новое, то в процессе обсуждения мы всегда вспоминаем, что уже проходили по этой теме, и определяем, что будет нового. При этом мы заглядываем в конец модуля, в раздел «Контроль нового знания»,  где каждый определяет, что он хорошо помнит с прошлого года, что ему нужно повторить, а что выучить.
После этого мы заполняем таблицу:

Знаю хорошо

Нужно повторить

Нужно выучить

 

 

 

 Заполняя таблицу, учащиеся обнаруживают у себя дефицит знаний. Такой анализ материала проходит не только в начале модуля, но и в начале каждого урока. Также учащиеся определяют, в какой жизненной ситуации они могут использовать новое знание, что дает им возможность сделать цель урока личностно-значимой для себя.
Технологическая карта позволяет учителю системно формировать у учащихся универсальные учебные действия. В разработанной мной технологической карте урока особое внимание уделено формированию регулятивных УУД, критериями которых выступают целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка (см. приложение 1).          

Литература:
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2013. – 144с.

Приложение 1

Технологическая карта урока

Автор, разработчик

Учитель английского языка ГБОУ лицей №214 Шугало Н. В.

Предмет

Английский язык

Класс

6

Тип урока

Развитие умений и навыков

Тема

«Закажи столик в ресторане»

Цель

Достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты: освоение реплик-клише речевого этикета, развитие умений изучающего чтения и заполнения  бланков, развитие умений диалогической речи на основе прочитанного, обучение диалогу этикетного характера, диалогу-расспросу, развитие фонетического слуха.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: умение делать цель урока личностно-значимой для себя, умение принимать решение – выбор из  нескольких вариантов.

Регулятивные УУД: определять цели урока, умение предвосхитить результат и определить последовательность действий для его достижения, развитие умения осуществлять самоконтроль по эталону, умение осуществлять контроль по критериям, умение осуществлять взаимоконтроль по эталону,  умение сверять свои действия и полученные результаты с целью урока.

Познавательные УУД: умение анализировать информацию, умение работать с текстом

Коммуникативные УУД: умение работать в парах и договариваться с партнёром

 

Этап работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

этап

Учитель приветствует учеников, вызывает дежурного, которому задаёт вопросы о дате, дне недели,  отсутствующих и просит напомнить тему модуля

 

Учащиеся приветствуют учителя.

Дежурный называет дату, день недели, отсутствующих и напоминает тему модуля.

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозирование

 

 

 

 

 

Планирование

 

 

Учитель называет номер следующего урока и предлагает вспомнить роль

данноготипаурока(Use of English)

в модуле, какое значение имеет

этот урок для изучения англ. языка и темы модуля, каким образом можно использовать знания, полученные на этом уроке в ситуации общения в реальной жизни; предлагает вспомнить, что изучалось на таких же уроках других модулей и определить цель этого урока.

 

Учитель просит определить, что будет являться результатом этого урока и домашнее задание.

 

 

 

 

Учитель просит определить, какая будет последовательность действий для достижения результата.

Учащиеся вспоминают, что изучается на уроках такого типа, вспоминают значение урока; определяют, как можно использовать знания, полученные на этом уроке в реальной жизни и определяют цель урока как овладение навыками устной речи и задачей данного урока как овладение навыками диалогической речи по теме «Закажи столик в ресторане»

 

 

 

 

Учащиеся определяют результатом урока овладение умения составить диалог на тему «Закажи столик в ресторане» и домашнее задание выучить основные фразы-клише.

 

Учащиеся определяют последовательность действий:

1. Прочитать и определить, кому (посетителю или администратору) принадлежат  данные фразы.

2. Прослушать диалог и определить правильность выполнения предыдущего задания.

3. Прочитать диалог в парах.

4. Составить диалог с изменёнными данными по выбору

5. Представить диалоги в изменённых парах.

6. Поработать над произношением

Регулятивные:

умение определять цель урока,

умение предвосхитить результат и определить последовательность

действий для его достижения.

Личностные:

умение делать цель урока личностно-значимой для себя.

Практическая деятельность учащихся

Учитель предлагает определить, кто в диалоге скажет представленные фразы

Учащиеся определяют, кому в диалоге будут принадлежать эти высказывания

Познавательные:

умение анализировать информацию

 

Учитель предлагает просмотреть диалог с целью определения правильности выполнения предыдущего задания

Учащиеся быстро просматривают диалог и проверяют правильность выполнения задания

Регулятивные:

развитие уменияосуществлять

самоконтроль по эталону

 

Учитель предлагает прочитать

диалог и заполнить пропуски в бланке

Учащиеся читают диалог и заполняют

пропуски

Познавательные:

умение работать с текстом

 

Учитель объявляет правильные ответы

Учащиеся проверяют свои ответы

Регулятивные:

развитие умения осуществлять

самоконтроль по эталону

 

Учитель предлагает на выбор

несколько ресторанов с разной кухней и предлагает составить  диалог-заказ столика на основе образца  в выбранный ресторан для семьи.

Учитель помогает учащимся в выполнении задания, отвечает на индивидуальные вопросы

Учащиеся выбирают ресторан и составляют диалог в парах. Затем учащиеся меняются ролями.

Коммуникативные:

умение работать в парах и договариваться с партнёром

Личностные:

умение принимать решение – выбор из  нескольких вариантов

 

 

Учитель предлагает прослушать составленные диалоги и оценить их по критериям. Просит учащихся напомнить критерии.

Проверяет правильность оценивания учащимися

Учащиеся называют критерии, прослушивают диалоги и оценивают их.

Регулятивные:

умение осуществлять контроль  по критериям

 

 

Учитель предлагает прослушать

диск с записями звуков и повторить их, а затем сделать упражнение на дифференциацию звуков и проверить правильность выполнения задания у соседа по парте.

Учащиеся слушают и повторяют звуки, выполняют задание на дифференциацию звуков, а затем проверяют правильность выполнения задания у соседа.

Регулятивные:

умение осуществлять взаимоконтроль

по эталону

 

Учитель объявляет домашнее задание для всех - выучить реплики-клише и на выбор задания из рабочей тетради по индивидуальной потребности

Учащиеся записывают домашнее задание

в дневник и выбирают индивидуальное задание по потребности в отработке

Личностные:

умение принимать решение – выбор из  нескольких вариантов

 

Рефлексия

Учитель предлагает вспомнить, что было целью урока и проанализировать результаты;

определить, как справились с работой, что нового узнали на уроке и что нужно закрепить дома.

Учащиеся анализируют свою деятельность на

уроке и определяют свои результаты

Регулятивные:

умение сверять свои действия и полученные результаты с целью урока