Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Кронштадтская школьная лига Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

М.В. Жданова, Е.А. Харенко. Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики

втор: Жданова Мария Викторовна, ГБОУ гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга, учитель физики, стаж 20 лет, высшая квалификационная категория.

 


Автор: Харенко Елена Анатольевна, ГБОУ гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга, учитель математики, стаж работы 27 лет, высшая квалификационная категория.

 

В наше время ФГОС стали неотъемлемой частью системы образования. В отличие от традиционного урока, современный урок, реализуемый в рамках ФГОС, прежде всего направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий. Новым смыслом урока является постановка и ответ на поставленные вопросы  самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока - это уход от репродуктивного подхода на занятии. Учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в гармоничном развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Учебный предмет становится средством реализации данной цели.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология. Остановимся более подробно именно на критическом мышлении, технологию развития которого мы применяем на своих уроках уже несколько лет. Основная цель, которую мы перед собой ставим - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Критическое мышление – открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт [2,c. 115]. В то же время – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы и принимать независимые продуманные решения. Ведь знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности [1,c. 44].

Можно выделить следующие этапы деятельности учащихся:

  1. Вспоминание – восстановление в памяти фактов, представлений и понятий. На уроках часто проводим
  • Терминологические диктанты- «узнай» физическую величину по ее определению. Определение: эта физическая величина свое название получила от французского слова vitesse — она характеризует быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта. Ответ: скорость.
  • «Геометрический калейдоскоп». Задача: катет и гипотенуза прямоугольного треугольника соответственно равны 8 см и 10 см. Найти второй катет. Решение:a2 =10 2 - 8 2 , а=6 см. Вопрос: укажи с помощью какой теоремы решена эта задача.
  • Опросы «по цепочке»– «мозговой штурм». Каждый последующий называет факт, не названный предыдущими. Тема цепочки: электрический ток. Первый ученик-электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц. Второй –условия существования тока: наличие частиц, электрического поля, замкнутой цепи. Не все ответы являются верными-как в примере, тогда следующий ученик может внести поправку в ответ: наличие свободных заряженных частиц. На данном этапе нет правильных или неправильных ответов  – любое высказывание является важным для дальнейшей работы.

2.                 Воспроизведение.

  • Метод «пробуждения» вопросов. Пример - вопрос: что такое диаметр? Ответ ученика: диаметр – это линия, которая проходит через круг. Учитель рисует на доске круг и пересекает его волнистой линией. Это диаметр? Ученик замечает ошибку, исправляется: диаметр – это прямая линия, которая проходит через круг. На этот раз учитель рисует хорду. Ученик снова замечает ошибку и исправляется и т.д. В итоге « диаметр – это отрезок, проходящий через центр. Таким образом, у ученика вырабатывается убеждение, что он самостоятельно нашел правильный ответ.
  • «Сводная таблица». Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. При изучении темы «Четырехугольники» в 8 классе составляется таблица: название четырехугольника-определение-чертеж-свойства-признаки-формула площади. Помогает учащимся увидеть отличительные признаки, позволяет быстрее и прочнее запоминать информацию. Позволяет более качественно выполнять домашние задания, т.к. является готовой памяткой, сделанной на уроке.

3.                 Обоснование-подведение частного случая под общий принцип или понятие.

  • «Кластер» - прием систематизации материала в виде схем и рисунков. Задание: нарисуй модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои.
  • «Толстые и тонкие» вопросы. «Тонкие» – вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (Кто? Что? Когда? Может? Было ли? Согласны ли вы?).«Толстые» - вопросы, которые требуют развернутого, неоднозначного ответа (Дайте объяснение, почему? Почему вы так считаете? В чем разница?)

4.                 Реорганизация - преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение (задачи с лишними или недостающими данными, прикладные и творческие задачи).

  • «Найди ошибку». В примерах на умножение и деление десятичных дробей найдите ошибки и объясните их: 0,0051*1000=0,51;  2,5:100=0,25; 4,5*55=247,5; 0,035:7=0,005 ; 0,521:0,008=651,25.
  • Задачи – софизмы. Софизм «Полный стакан равен пустому». Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Верно ли приведенное утверждение? Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, т.к. в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

5.                 Осмысление-связывание вновь приобретенных знаний с усвоенным ранее или с личным опытом.

  • Прием «инсерт». Работа с текстом учебника, в котором нужно сделать следующие пометки: «V» - знаю; «-» - противоречит моим первоначальным представлениям; «?» - хочу узнать; «+» - это для меня новое. Самостоятельно заполнить колонки маркировочной таблицы: «хочу узнать», «узнал новое» в соответствии со сделанными в тексте пометками.
  • Прием «Кубик». Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

а) Опиши это…(Колебательное движение…)

б) Сравни это с …( Движением по окружности)

в) Проассоциируй это…(Что это напоминает?)

г) Проанализируй это…(Как происходит?)

д) Примени это…(Где это применяется)

е) Приведи «за» и «против»…(Вредные или полезные)

Ученики делятся на группы, учитель бросает кубик над каждым столом и таким определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять тему.

  • «Верные и неверные утверждения».

Пример:

а) вертикальные углы равны.

б) сумма вертикальных углов равна 180.

в) сумма односторонних углов равна 180.

г) накрест лежащие углы равны.

6. Рефлексия

  • Составление синквейна:

а)                 Существительное, означающее суть урока.

б)                 Два прилагательных, характеризующих существительное.

в)                 Три глагола, характеризующих существительное.

г)                 Меткое, короткое высказывание, или афоризм урока.

д)                 Одно слово, подчеркивающее суть темы (или как по другому можно назвать тему урока).

Пример.

Математика.

а)                 Треугольник.

б)                 Равносторонний, прямоугольный.

в)                 Обозначать, чертить, измерять.

г)                 Бывает, что треугольник не существует.

д)                 Фигура с тремя сторонами.

Физика.

а) Трение.

б) Полезное, вредное.

в) Помогает, удерживает, изнашивает.

г) Без трения нет движения, благодаря ему мы ходим.

д) Необходимо.

  • «Концептуальная таблица». Заполняется учащимися дома, самостоятельно на основании знаний, приобретенных во время урока и работы с текстом учебника. Пример: таблица физических величин. На уроке изучается новая физическая величина, дома сведения о ней заносятся в таблицу в конце тетради по принципу: физическая величина-обозначение-определение-единицы измерения в СИ-внесистемные единицы измерения. Таблица ведется в течение учебного года и дает возможность постоянного повторения пройденного материала.

Критическое мышление можно назвать аналитическим. С его помощью учащийся приобретает способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты к различным ситуациям, вопросам и проблемам.

Наша цель – в процессе обучения, на каждом уроке стремиться меньше задавать стереотипных вопросов, направленных на воспроизведение материалов урока, больше времени уделять возникновению проблемных ситуаций, развивать умения обосновывать свои выводы и решения.

Актуальность технологии развития критического мышления можно подтвердить требованиями, предъявляемыми к обучающимся, установленные ФГОС. Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности.

Литература

  1. Критическое мышление: технология развития./Пособие для учителя/И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек.- СПб:Альянс «Дельта», 2003
  2. .Современные образовательные технологии. Учебные пособия. Селевко Г.К. М.1998
  3. .Критическое мышление: метод, теория, практика. Бутенко А.В., Ходос Е.А.-Красноярск, 2001

В наше время ФГОС стали неотъемлемой частью системы образования. В отличие от традиционного урока, современный урок, реализуемый в рамках ФГОС, прежде всего направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий. Новым смыслом урока является постановка и ответ на поставленные вопросы  самими школьниками через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока - это уход от репродуктивного подхода на занятии. Учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в гармоничном развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Учебный предмет становится средством реализации данной цели.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология. Остановимся более подробно именно на критическом мышлении, технологию развития которого мы применяем на своих уроках уже несколько лет. Основная цель, которую мы перед собой ставим - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Критическое мышление – открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт[2,c. 115]. В то же время – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы и принимать независимые продуманные решения. Ведь знания имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и применяется в различных видах деятельности[1,c. 44].

Можно выделить следующие этапы деятельности учащихся:

  1. Вспоминание – восстановление в памяти фактов, представлений и понятий. На уроках часто проводим
  • Терминологические диктанты- «узнай» физическую величину по ее определению. Определение: эта физическая величина свое название получила от французского слова vitesse — она характеризует быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта. Ответ: скорость.
  • «Геометрический калейдоскоп». Задача: катет и гипотенуза прямоугольного треугольника соответственно равны 8 см и 10 см. Найти второй катет. Решение:a2 =10 2 - 8 2 , а=6 см. Вопрос: укажи с помощью какой теоремы решена эта задача.
  • Опросы «по цепочке»– «мозговой штурм». Каждый последующий называет факт, не названный предыдущими. Тема цепочки: электрический ток. Первый ученик-электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц. Второй –условия существования тока: наличие частиц, электрического поля, замкнутой цепи. Не все ответы являются верными-как в примере, тогда следующий ученик может внести поправку в ответ: наличие свободных заряженных частиц. На данном этапе нет правильных или неправильных ответов  – любое высказывание является важным для дальнейшей работы.

2.                 Воспроизведение.

  • Метод «пробуждения» вопросов. Пример - вопрос: что такое диаметр? Ответ ученика: диаметр – это линия, которая проходит через круг. Учитель рисует на доске круг и пересекает его волнистой линией. Это диаметр? Ученик замечает ошибку, исправляется: диаметр – это прямая линия, которая проходит через круг. На этот раз учитель рисует хорду. Ученик снова замечает ошибку и исправляется и т.д. В итоге « диаметр – это отрезок, проходящий через центр. Таким образом, у ученика вырабатывается убеждение, что он самостоятельно нашел правильный ответ.
  • «Сводная таблица». Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. При изучении темы «Четырехугольники» в 8 классе составляется таблица: название четырехугольника-определение-чертеж-свойства-признаки-формула площади. Помогает учащимся увидеть отличительные признаки, позволяет быстрее и прочнее запоминать информацию. Позволяет более качественно выполнять домашние задания, т.к. является готовой памяткой, сделанной на уроке.

3.                 Обоснование-подведение частного случая под общий принцип или понятие.

  • «Кластер» - прием систематизации материала в виде схем и рисунков. Задание: нарисуй модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – свои спутники, у спутников – свои.
  • «Толстые и тонкие» вопросы. «Тонкие» – вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (Кто? Что? Когда? Может? Было ли? Согласны ли вы?).«Толстые» - вопросы, которые требуют развернутого, неоднозначного ответа (Дайте объяснение, почему? Почему вы так считаете? В чем разница?)

4.                 Реорганизация - преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющую найти оригинальное решение (задачи с лишними или недостающими данными, прикладные и творческие задачи).

  • «Найди ошибку». В примерах на умножение и деление десятичных дробей найдите ошибки и объясните их: 0,0051*1000=0,51;  2,5:100=0,25; 4,5*55=247,5; 0,035:7=0,005 ; 0,521:0,008=651,25.
  • Задачи – софизмы. Софизм «Полный стакан равен пустому». Пусть имеется стакан, наполненный водой до половины. Тогда можно сказать, что стакан наполовину полный равен стакану наполовину пустому. Увеличивая обе части равенства вдвое, получим, что стакан полный равен стакану пустому. Верно ли приведенное утверждение? Разбор софизма. Ясно, что приведенное рассуждение неверно, т.к. в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно.

5.                 Осмысление-связывание вновь приобретенных знаний с усвоенным ранее или с личным опытом.

  • Прием «инсерт». Работа с текстом учебника, в котором нужно сделать следующие пометки: «V» - знаю; «-» - противоречит моим первоначальным представлениям; «?» - хочу узнать; «+» - это для меня новое. Самостоятельно заполнить колонки маркировочной таблицы: «хочу узнать», «узнал новое» в соответствии со сделанными в тексте пометками.
  • Прием «Кубик». Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

а) Опиши это…(Колебательное движение…)

б) Сравни это с …( Движением по окружности)

в) Проассоциируй это…(Что это напоминает?)

г) Проанализируй это…(Как происходит?)

д) Примени это…(Где это применяется)

е) Приведи «за» и «против»…(Вредные или полезные)

Ученики делятся на группы, учитель бросает кубик над каждым столом и таким определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять тему.

  • «Верные и неверные утверждения».

Пример:

а) вертикальные углы равны.

б) сумма вертикальных углов равна 180.

в) сумма односторонних углов равна 180.

г) накрест лежащие углы равны.

6. Рефлексия

  • Составление синквейна:

а)                 Существительное, означающее суть урока.

б)                 Два прилагательных, характеризующих существительное.

в)                 Три глагола, характеризующих существительное.

г)                 Меткое, короткое высказывание, или афоризм урока.

д)                 Одно слово, подчеркивающее суть темы (или как по другому можно назвать тему урока).

Пример.

Математика.

а)                 Треугольник.

б)                 Равносторонний, прямоугольный.

в)                 Обозначать, чертить, измерять.

г)                 Бывает, что треугольник не существует.

д)                 Фигура с тремя сторонами.

Физика.

а) Трение.

б) Полезное, вредное.

в) Помогает, удерживает, изнашивает.

г) Без трения нет движения, благодаря ему мы ходим.

д) Необходимо.

  • «Концептуальная таблица». Заполняется учащимися дома, самостоятельно на основании знаний, приобретенных во время урока и работы с текстом учебника. Пример: таблица физических величин. На уроке изучается новая физическая величина, дома сведения о ней заносятся в таблицу в конце тетради по принципу: физическая величина-обозначение-определение-единицы измерения в СИ-внесистемные единицы измерения. Таблица ведется в течение учебного года и дает возможность постоянного повторения пройденного материала.

Критическое мышление можно назвать аналитическим. С его помощью учащийся приобретает способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты к различным ситуациям, вопросам и проблемам.

Наша цель – в процессе обучения, на каждом уроке стремиться меньше задавать стереотипных вопросов, направленных на воспроизведение материалов урока, больше времени уделять возникновению проблемных ситуаций, развивать умения обосновывать свои выводы и решения.

Актуальность технологии развития критического мышления можно подтвердить требованиями, предъявляемыми к обучающимся, установленные ФГОС. Знания, которые усваивает критически мыслящий человек, постоянно дифференцируются и систематизируются им с точки зрения степени их истинности, степени вероятности, достоверности.

Литература

  1. Критическое мышление: технология развития./Пособие для учителя/И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек.- СПб:Альянс «Дельта», 2003
  2. .Современные образовательные технологии. Учебные пособия. Селевко Г.К. М.1998
  3. .Критическое мышление: метод, теория, практика. Бутенко А.В., Ходос Е.А.-Красноярск, 2001