Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

Т.С. Дорош. Ученик и учитель в свете ФГОС


Автор: Дорош Татьяна Станиславовна, учитель технологии и изобразительного искусства, ГБОУ СОШ № 423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 21 год, первая квалификационная категория.

 

“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни”.

Е.И.Рерих

Основная задача современной школы - это развитие личности учащегося, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданином мирового информационного сообщества. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит в качестве «требования к условиям образовательного процесса – профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС».[i]
Современный урок представляется немыслимым без использования Интернет-технологий учащимися, преподавателями, администрацией и другими субъектами обучения. Современный учитель должен выбирать уроки, темы, при изучении которых, Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения. В результате чего будет, достигнут максимальный образовательный эффект.
Темпы жизни таковы, что акценты урока необходимо менять, переходить от сообщения информации к методике самостоятельной работы с ней, и главным помощником в этом может стать ПК и современные информационные технологии.
Существующее противоречие между требованием времени уметь ориентироваться в ресурсах ИКТ, уметь их использовать на уроке и тем, что многие учителя не владеют, а, зачастую, и не хотят их осваивать, вызывает к жизни актуальность освоения ресурсов и внедрения их в учебный процесс. Это в свою очередь позволит расширить педагогические инструменты учителя за счет использования информационных ресурсов на уроках и преодолеть это противоречие.
В содержании ФГОС прописаны требования внедрения ИКТ в работу учителя.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. На уроках изобразительного искусства (ИЗО) дети должны развивать свой визуальный кругозор. Информационная среда предоставляет детям возможности самостоятельного добывания теоретического и визуального материала, что позволит им лучше ориентироваться в художниках, произведениях искусства, вырабатывать свои критерии оценивания. В программе прописана одна из задач  – искусство видеть. Чем больше учащиеся отсмотрят материала, тем лучше они нарисуют. Чем больше дети увидят произведений искусства, тем более глубокое будет погружение в мир искусства.
Также внедрение ИКТ развивает умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Мы можем на уроках ИЗО проводить виртуальные выставки, и дети будут их комментировать. Можно посещать виртуальные музеи разных стран и совершать виртуальные путешествия. В интернете они могут смотреть работы друг друга, обмениваться впечатлениями.
Активизировать познавательную деятельность учащихся можно при помощи работ в подгруппах, когда дети самостоятельно в сети добывают информацию и овладевают практическими способами работы с информацией. Открываются широкие горизонты применения виртуальных карт для организации уроков - путешествий и уроков – прогулок, виртуальных экскурсий по культурным и историческим местам.
Применение ИКТ позволяет развивать творческий потенциал учащихся.[ii]
Организация удаленного взаимодействия, виртуальные выставки, сетевые проекты. Все это является новыми педагогическими инструментами в работе учителя.
В настоящее время многие учителя школ переходят на новую ступень использования ресурсов интернета, вводя в свои учебные планы элементы дистанционного обучения. Примером может служить сетевое интернет-сообщество учителей  Блогеры ОУ Кронштадта.
Любой учитель скажет, что применение на своих уроках компьютера, для демонстрации мультимедийных презентаций, изображений, взятых из Интернета, делает урок более наглядным и интересным. На первых порах обучающимся было интересно, но сейчас для них создать собственную презентацию по заданной теме не составляет труда.
Что же можно сейчас наблюдать на уроках? Спад интереса к процессу обучения. Учитель постоянно должен заботиться о том, что бы урок был интересным и захватывающим, следить за появлением новых современных Интернет-сервисов и ресурсов и уметь их использовать в своей работе.

Чтобы привлечь внимание и интерес к своим урокам был разработан собственный сайт с использованием Google инструментов   "Технология и искусство" .
Для чего нужен блог учителю? Это возможность поместить учебные материалы для учеников в открытом доступе в школе и дома. Здесь большое значение имеет использование средств мультимедиа, которые можно встроить в блог и использовать как эффективные наглядные пособия, которые помогают ярче проиллюстрировать учебный материал.
Удобно использовать следующие Гугл -сервисы, которые могут помочь в работе учителя. Гугл-сервисы позволяют развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.
Рассмотрим некоторые из них.
Мотивация учащихся You Tube. Используя такую возможность можно просматривать всевозможные обучающие, развивающие и познавательные ролики.

  • Планирование и организация времени в школе Googl календарь.

    Виртуальный календарь во всеобщем доступе позволит учителям, детям и родителям просматривать планируемые события в школе и во внеурочное время, вносить корректировки и пожелания.

Такие презентации в состоянии освоить любой ученик. Самое ценное, что они позволяют работать удаленно и совместно в сети. Это незаменимо в проектной деятельности. Подробные рекомендации создания презентаций предлагаются в этом видео.

  • Сбор и обработка информации Таблицы Googl. Это уникальная возможность осуществлять контроль, мониторинг, анкетирование по любым вопросам учебного и досугового характера.
  • Редактирование и обмен фотографиями в Picasa. С помощью этого сервиса учитель может создавать видео, коллажи из фотографий, рисунков детей.

Просмотрев обучающее видео легко понять, как пользоваться этим сервисом, и какие открываются возможности для учеников и учителей.

  • Виртуальные путешествия Карты Google. Это возможность создания виртуальных экскурсий по культурным и историческим местам, всевозможные квесты, уроки-путешествия.

Помимо этого предлагаются для знакомства и изучения некоторые другие Интернет-ресурсы, которые могут оказать значительную помощь в педагогической деятельности.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. Возможность использования готовых методических пособий для всех предметов школьного курса, включая ИЗО.
2. Wiki wall – стенгазета. Это рабочее пространство, на котором несколько пользователей в режиме он-лайн совместно могут создавать один документ, в котором можно писать текст, рисовать, делать пометки, добавлять различные объекты и многое другое. Для учителя это просто находка в создании совместных проектов. В данной видео инструкции подробно рассказывается, как можно создать такую газету.
3. Learning Apps. Это конструктор для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе.
4. Prezi – является отличной альтернативой стандартному, знакомому и скучному Microsoft Office PowerPoint. Ваши презентации оживут, и будут захватывать дух. Возможности Prezi позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой. Вы сможете свернуть всю презентацию в одну картинку или наоборот каждый элемент презентации можно увеличить для более детального изучения.
Пройдя по этой ссылке  можно научиться создавать презентации в Prezi.
5. Calameo – сервис, позволяющий бесплатно публиковать файлы любых популярных форматов в виде электронной книги. Оригинальное представление документов с эффектом перелистывания никого не оставляет равнодушным!
Этот сервер также открывает большие возможности коллективной работы, работы в проектной деятельности.
Обучающее видео поможет освоить этот сервис.
6. Powtoon. Даже не умея рисовать при помощи этого сервиса можно создать свою скрайб-презентацию. Все открывающиеся возможности этого сервиса можно увидеть здесь.
7. Фабрика кроссвордов. Можно иметь доступ к своим кроссвордам с любого компьютера;
– выставлять свои кроссворды для разгадывания всем посетителям сайта;
– участвовать в конкурсе на лучший кроссворд, распечатать кроссворд.
У учителя есть возможность в сети просмотреть, кто и каким образом решает это задание и у кого наибольшее количество баллов.
8. Брашечка. В этой онлайн «рисовалке» нет сложных настроек и избытка инструментов. У настоящего волшебника один инструмент — воображение, а волшебная кисточка сделает остальное сама!
Рисовать с Брашечкой легко детям и интересно взрослым. Дети удаленно могут посмотреть друг у друга работы, написать свои комментарии. Учитель может проверить задания не в классе, а в свободное время дома.
Активно внедряя ИКТ технологии в процесс обучения, необходимо дозировать традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как и Интернет - материалы. Для того чтобы не перегрузить урок ИКТ целесообразно проводить его используя технологию «перевернутый класс».
Перевернутая модель возлагает большую ответственность за обучение на плечи самих учащихся. Акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они присваивают на основании собственного пережитого опыта.
И здесь важно понимать, что задача учителя, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.
Приоритеты смещаются: лекции (в любой форме) должны поддерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения уже не является самоцелью, а становится как-бы отправной точкой. Акцент на процессе познавательной деятельности, в ходе которой ученик, опираясь на контент, открывает для себя новое знание.
На уроке время высвобождено для обсуждения, размышлений, решения проблем.
При перевернутом подходе на уроке высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников.
Это говорит о том, что перевернутый класс способствует индивидуальному подходу в обучении.[iii]
Используя некоторые предлагаемые ресурсы можно разрабатывать уроки с элементами технологии «перевернутый класс». Предлагается примерная схема проведения урока с применением этой технологии:
1. Необходимо спланировать урок с привлечением ресурсов Интернет.
2. Учителю необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Webов, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание учителя.
3. Учитель, объяснив определенную тему, дает задание школьникам. Для его выполнения детям необходимо обратиться к учительскому списку Webов, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем.
4. Школьники должны публично представить выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объем и форму рассказа педагог определит индивидуально.
Задания, выполняемые обучающимися удаленно, могут быть примерно такими:
1. Сетевая презентация
2. Сетевая газета.
3. Кроссворд
4. Брашечка

Рекомендуемые ссылки для ознакомления детям в данном уроке:

  1. Посмотреть ролик о любимом питомце учителя в программе Pow Toon.
  2. Попробуй нарисовать кошку по материалу предлагаемой ссылки.
  3. Посмотри подборку песен и сюжетов из мультфильмов о кошках.4
  4.  Выполни задание в сервисе Learning Apps .
  5. Можно посмотреть видео ролик в Picasa - "Петербургские коты".
  6. Собери пазл по ссылке на сервис Jigsaw Planet.

Вот что у нас получилось в итоге.

Рисунок 1. Фильм, выполненный в Picasa по итогам урока

Дома по ссылке, учащиеся заполняют таблицу впечатлений о прошедшем уроке.
Осваивая образовательное интернет - пространство, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования. Выполняя дистанционные задания, они решают реальные научные и творческие проблемы, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни.
В результате стимулируется и развитие новых умений школьников: ставить личностно-значимые цели, создавать практико-ориентированный образовательный продукт, управлять процессом организации своей учебной деятельности, осваивать образовательное Интернет-пространство через разные формы коммуникаций с другими субъектами распределенного обучения.

 Список использованной литературы.

Учебные пособия:
Ломов С. П. Искусство. Изобразительное искусство. / С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. 5 класс. Учебник в 2 частях. –  М., Дрофа, 2014. – 143 с.
О. В. Павлова,  Изобразительное искусство. – 5 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазина. – Волгоград: Учитель, 2014. – 188с.
Статьи:
Е. В. Евтух., Использование ресурсов на уроках ИЗО и музыки./ Марина Г. А., Межак Е. Л. Курсовая работа в системе постдипломного образования: требования и рекомендации. – СПБ: СПБАППО, 2008. – 79 с.
Электронные ресурсы:
Профессиональный стандарт педагога: [электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/50195. (Дата обращения:10.09.2015).
ПИСЬМО МОН от 20 августа 2014 г. N АК-2612/05 «О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ» [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470 (Дата обращения:10.09.2015).
Иванова В. В. Использование ИКТ на уроках:URL: http://festival.1september.ru/articles/599210/. (Дата обращения 13.09.2015)
Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071 (Дата обращения: 10.09.2015).
Фасилитатор: [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F1%E8%EB%E8%F2%E0%F2%EE%F0. (Дата обращения: 15. 09.2015).
Организация учебной работы при помощи блога. Блог докторанта Института информатики Таллиннского университета Марины Курвитс: [Электронныйресурс].URL:http://blognauroke.blogspot.ru/2014/03/blog-post.html#links. (Дата обращения: 10.09. 2015)


[i] Профессиональный стандарт педагога: [электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/50195. (Дата обращения:10.09.2015).
[ii] Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя [электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071 (Дата обращения: 10.09.2015).
[iii]Организация учебной работы при помощи блога: [Электронный ресурс] Блог докторанта Института информатики Таллинского университета Марины Курвитс .URL: http://blognauroke.blogspot.ru/2014/03/blog-post.html#links.  (Дата обращения: 10.09. 2015)
 4 Подборка ссылок «Про кошек и котов»: [Электронный ресурс] Блог учителя изобразительного искусства СВУ  Межак Е. Л.  URL:http://www.youtube.com/playlist?list=PLAqhtQIx0ME17U4fyhvwfgjX4eFmMidRv (Дата обращения: 15.09.2015)