Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

С.В. Митрофанов. Попытка презентации современного урока


Автор: Митрофанов Сергей Владимирович, ГБОУ СОШ № 550 Центрального района Санкт-Петербурга, учитель истории.

 

Среди прочих новостных сюжетов в сфере образования центральное место, несомненно, занимает дискуссия о том, что такое современный урок. Похоже, объем литературы на эту тему растет в геометрической прогрессии. Будучи человеком практичным и в меру ленивым, я решил провести краткий мониторинг изысканий на эту тему. Фантазии авторов, пытающихся описать загадки современного урока, обильны, но не разнообразны. Приведу лишь несколько цитат, чтобы составить представление о некоторых заблуждениях исследователей этого явления (стилистика автора сохранена):

«Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний».Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.

3. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.

4. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова. Что значит современный? По моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Еще цитата: «В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. При этой структуре система дидактических средств перестраивается, и к уровню самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования; их познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер. Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть — актуальный урок».[1]

Удивительно выглядит список современных технологий на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок»: «Предметно-ориентированные технологии, Технологии личностно-ориентированного обучения, Технология эвристического обучения, Диалоговые технологии, Игровые технологии, Информационно-коммуникационные технологии, Здоровьесберегающие технологии».

Цитировать подобные заключения можно долго. Но цель моего исследования не в этом. Подведу неутешительный промежуточный итог: многие авторы попросту не вполне хорошо себе представляют суть поставленных ими же вопросов. Голословные заявления об уроке, который должен быть новым, но и традиционным, перечисление ценностей, которые были присущи не только советской педагогической школе, но и школам разных стран и разных исторических периодов вплоть до Платона и Аристотеля – все это говорит о сумятице в головах педагогов.

1.                  Определимся с терминами: вечно старый молодой урок.

Присягая на верность классическому уроку, мы не отдаем себе отчет в том, что именно должно отличать современный урок от урока классического. Методические приемы, направленные на восприятие, усвоение предмета, сотрудничество ученик-ученик или ученик-учитель, воспитательные аспекты образования изменились не сильно, да и вряд ли должны сильно измениться. Основной проблемой образования в различные исторические периоды всегда была попытка адаптации подрастающего поколения к условиям существования в данной исторической эпохе в данном географическом месте. Справиться с проблемой адаптации учащихся помогало как раз овладение теми приемами и навыками (и здесь не важно, шла ли речь о ремесленном труде или о подготовке к научным изысканиям), которые использует эта самая историческая эпоха. Таким образом, центральной проблемой формулирования идей современного урока должно стать определение инструментария и новых приемов использования инструментария, современного эпохе.

2.                  Можно ли оценить урок?

Прежде чем приступить к изложению характеристик современного урока следует сделать еще одно необходимое замечание. В данной статье я буду рассматривать не отдельно взятый урок, что представляется непродуктивным, а протяженный цикл уроков курса «История и культура Санкт-Петербурга».

3.                  Современный инструментарий современного урока.

Я начинал писать перьевой ручкой в тетради со специальной разлиновкой. Учителю пришлось потратить некоторое время на то, чтобы научить меня и моих современников обращению с этими предметами. То же происходило с получением навыков работы с книгой. Детям показывали, как устроена книга, что такое обложка и форзац, оглавление, красная строка и т.д.

Теперь основным инструментарием школьника становятся компьютеры и гаджеты, с помощью которых он научается овладевать необходимыми умениями, навыками, знаниями. Таким образом, центральным показателем современного урока в части использования современного же инструментария является как раз использование перечисленных устройств. Конечно, никто не отменяет тетрадь, ручку, книгу (пока), но, если мы говорим о современном уроке, мы должны предполагать наличие на каждом уроке у каждого ученика современного устройства. При этом мы должны понимать, что сегодня речь уже не может идти об использовании компьютеров от случая к случаю. Они должны быть неотъемлемой частью любого урока, где возможно и необходимо их использование. К счастью, в моем классе в открытом доступе находится комплект ноутбуков, которые я могу использовать на любом уроке по своему усмотрению.

Вторым и необходимым условием является соответствующая техническая вооруженность рабочего места учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска – минимальный набор современного учителя.

4.                  Формирование необходимых навыков владения современными инструментами.

Естественно, оснащенность современными техническими средствами сама по себе не сделает урок современным. Предполагается кропотливая и объемная работа учителя по формированию навыков использования перечисленных средств. Большинство учителей полагает, что все проблемы взаимодействия детей с техникой должны решаться на уроках информатики, что представляется в корне неверным. На этих уроках знакомятся с возможностями современных технических средств, периферией, программным обеспечением. Закреплять же, использовать и совершенствовать эти навыки необходимо на других уроках.

Приведу пример. К 8 классу дети знакомы с программой MS Word. Не более того. Они знают основные возможности и функции этой программы. Но когда дело доходит до качественного оформления документа, выясняется, что навыки, полученные на уроках информатики, совершенно не присвоены учащимися. Конечно, курс «Истории и культуры Санкт-Петербурга» не предполагает углубленного изучения этой программы. Однако из урока в урок мы работаем с детьми над качественным оформлением документов. Это своеобразное чистописание, которое в прежние времена занимало большое время в образовательном процессе. В помощь учащимся я создаю соответствующие иллюстрированные пособия, в которых пошагово объясняю не только общие требования к оформлению документов, но и необходимые приемы для создания соответствующих документов. Выбор шрифта и его размера, форматирование абзаца, полей документа, допустимое включение иллюстраций, изъятие непечатаемых символов – все это и есть овладение современными инструментами. Без использования и закрепления навыков, полученных на уроках информатики, знание программы MS Wordпросто окажется в пассивной зоне.

Еще одной реальностью современной жизни стала сеть Интернет, которая поставляет нам все больше и больше необходимой информации. Навыки поиска, отбора, фильтрации и редактирования информации также могут отрабатываться на уроках гуманитарного цикла. Здесь уместным и своевременным становится разговор об электронной безопасности, первичном анализе потенциальных источников информации, соблюдении авторского права. Все это помогает превратить сеть в надежного помощника образовательного процесса.

5.                  Организация рабочего пространства современного урока.

Еще раз отмечу, что речь идет о серии уроков, в ходе которых навыки работы с компьютером гармонично вплетаются в процесс изучения данного предмета. Параллельно этим процессам идет и процесс организации пространства урока. Под пространством я понимаю все возможные носители и хранители информации, с которой работают дети: учебные материалы, работы учащихся, дополнительные, справочные материалы. Система организации пространства выглядит следующим образом:

  • личная папка учащегося на школьном диске, доступ учащихся – свободный, только на территории школы;
  • папка предмета на школьном диске, доступ учащихся – ограниченный (запрет редактирования, удаления), только на территории школы. На диске временно хранятся выполненные и проверенные работы;
  • папка предмета на удаленном диске (я использую Google – 10 гб), доступ учащихся – ограниченный (запрет редактирования, удаления), из любой точки. На этом же диске постоянно хранятся все проверенные работы учащихся с комментариями учителя.

При этом предполагается постоянное обращение внимания учащихся на принципы размещения, именования, организации и хранения файлов. В электронном журнале также постоянно делаются отсылки ко всем ресурсам, с которыми могут работать дети.

Практика показывает, что дополнительным и очень полезным образовательным инструментом может стать работа групп сети ВКонтакте. В группе размещаются учебные материалы, ссылки на образовательные и познавательные ресурсы, иллюстрации, мультимедийные материалы, даются необходимые объявления, творческие задания.

6.                  Организация рабочего процесса на современном уроке.

После нескольких уроков, на которых отработаны навыки работы с компьютерами, источниками информации и конечными продуктами, учебный процесс приобретает в общих чертах следующий вид: ребята самостоятельно берут свои компьютеры, знакомятся с результатами своей работы на предыдущем уроке. После постановки целей урока и планирования деятельности, учащиеся приступают к работе по индивидуальному плану.

7.                  Организация коммуникации на современном уроке.

Еще одно необходимое дополнение: современные инструменты невозможно использовать без продуманной системы коммуникаций. Учащиеся должны иметь возможность всеми доступными способами связаться с учителем по поводу выполняемой работы. Поэтому адрес электронной почты учителя, его профиль ВКонтакте, Skype и другие средства коммуникации становятся необходимым и мощным инструментом взаимодействия. Несмотря на то, что время и способ подачи работ оговорены изначально, каждый учащийся живет по своему графику, выполняет работы в разное время. А, значит, и вопросы по работе, и желание получить рекомендации могут у него возникнуть на протяжении всей недели. Параллельно решаются и такие вопросы, как культура ведения деловой переписки, ведения блогов и оформления сетевых профилей.

8.                  Взаимодействие личностей. Промежуточные итоги.

Объем статьи не позволяет подробно описать все нюансы организации работы с современным инструментарием, информационным полем и средствами коммуникации. Тем не менее, и описанного достаточно, чтобы выяснить, какие именно элементы и приемы урока делают его современным. Использование такого инструментария делает образование учащихся высоко эффективным и осознанным, а взаимоотношения учитель-ученик превращает в партнерские.


[1]Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века