Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Дидактические аспекты обеспечения качества образования в условиях реализации ФГОС

К.Ю. Ануфриюк. Формирование субъектности как составляющей личностных и метапредметных результатов в логике ФГОС


Автор: Ануфриюк Ксения Юрьевна, ГБОУ лицей № 214 Центрального района Санкт-Петербурга, методист, к.психол.н., стаж работы 9 лет, первая квалификационная категория.

 

Главная задача современной школы состоит в воспитании личности, готовой к жизни в конкурентном мире, личности, которая может самостоятельно ставить и достигать цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В этой связи одной из главных задач образования в условиях качественно новой образовательной ситуации становится развитие учащегося как субъекта.

Субъектное начало человека связывается с его способностью к саморазвитию, самоуправлению, самообразованию, то есть со всеми теми ключевым способностями, которые прописаны во ФГОС основного общего образования в качестве ожидаемых результатов освоения основной образовательной программы. Большая часть прописанных в Стандарте личностных, а также метапредметных (регулятивных и коммуникативных) результатов являются по существу свойствами субъекта, проявлением субъектности.

За понятием субъектность в современной отечественной психологии закрепляется значение особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями. Разными авторами в качестве критериальных характеристик субъектности выдвигаются  активность (А. В. Брушлинский, Е. Н. Волкова и др.), инициативность (А.А. Плигин, В.А. Сластенин и др.), креативность (К. А. Абульханова, Е. Ю. Коржова, и др.), рефлексивность (Н.Я. Большунова, А.А. Горбунов и др.), самостоятельность (Н.А. Жесткова, О. С. Лапкова и др.), свобода (Е. Н. Волкова, И.А. Серегина и др.), ответственность (К. А. Абульханова, О. А. Конопкин и др.), автономность (А. В. Брушлинский, М.В. Исаков и др.), понимание и принятие другого (Е.Н. Волкова, И.А. Серегина), адаптивность к внешним условиям (Н.М. Борытко).

Стадией наиболее интенсивного формирования субъектных свойств личности выступает, по мнению ряда исследователей (Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, М.А. Щукина, Д.А. Леонтьев и др.), подростковый возраст. Эффективность жизнедеятельности подростков, их отношения к себе, другим, будущему, стиль поведения в стрессовой ситуации во многом зависят от уровня развития у них субъектных качеств.

Основными «мишенями воздействия» в процессе формирования субъектности подростков выступают: способность к целеполаганию и активной самостоятельной деятельности, способность к построению субъект-субъектных взаимоотношений с окружающими (коммуникативная компетентность, толерантность), способность к рефлексии.

Указанные компоненты субъектности можно конкретизировать с помощью типологии универсальных учебных действий (ФГОС ООО). Это позволит перевести психологическое знание на язык педагогической практики.

К блоку действий, связанных с развитием способностей к целеполаганию и активной самостоятельной деятельности, можно отнести большую часть регулятивных универсальных учебных действий (умение ставить цели, планировать пути их достижения, умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и др.). К блоку действий, ориентированных на развитие способности к построению субъект-субъектных взаимоотношений с окружающими, можно отнести коммуникативные учебные действия, связанные с умениями слушать и вступать в диалог, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Наконец, в блок действий, связанных с развитием рефлексивных способностей, можно включить умения осуществлять личностную, коммуникативную и познавательную рефлексию.

Таким образом, коммуникативные и регулятивные УУД наряду с частью личностных сопряжены с компонентами субъектности.

УУД могут быть сформированы только в процессе деятельности – учебной и внеучебной. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации  учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Главным фактором формирования субъектности учащихся, на наш взгляд, выступают современные образовательные технологии [3] .

Указанные технологии обращены непосредственно к личностно-смысловой сфере учащихся, создают условия для проявления потребности учащихся выступить в роли первопричины собственной активности - учащиеся должны сами искать и находить пути получения и применения знания.

Современные педагогические технологии усиливают рефлексивные механизмы в образовательной деятельности. И.В. Муштавинская и Ю.Н. Кулюткин [1] определяют их как метакогнитивные или технологии рефлексивного типа, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.

Крайне важно, с нашей точки зрения, в процессе формирования УУД учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся. Представляется, что работа по формированию УУД должна вестись в сотрудничестве с педагогом-психологом, с опорой на результаты психодиагностических методик. Это позволит оптимизировать педагогические воздействия и быстрее достичь необходимых результатов.

Внедрение ФГОС ООО начинается с 5-го класса, где учащимися являются младшие подростки. Главным показателем становления субъектности младшего подростка в процессе обучения выступает способность к саморегуляции учебной деятельности (В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и др.). Младший подростковый возраст является сензитивным для развития осознанной учебной деятельности. Учебная деятельность младших подростков становится саморегулируемой, развивается способность к достижению цели и потребность в самоизменении.

Сформированность саморегуляции в подростковом возрасте способствует более высокой мотивации, успешности учения, общей адаптации в школе, а также открывает перспективы для развития таких субъектных качеств личности, как самостоятельность и активность [2].

В связи с этим организация процесса формирования саморегуляции учебной деятельности на начальной ступени основной школы выступает одним из основных направлений работы по формированию субъектности пятиклассников. Такая работа служит средством достижения отдельной группы метапредметных результатов – формирования регулятивных УУД.  Регулятивные УУД  охватывают основные компоненты структуры саморегуляции учебной деятельности: целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Стоит отметить, что данная группа УУД является своего рода «позвоночником», «остовом» в структуре УУД, поскольку саморегуляция представляет собой “вертикаль”, пронизывающую все уровни личностной системы.

Таким образом, создавая условия для развития субъектности учащихся на начальной ступени введения ФГОС ООО, важно уделить особое внимание формированию регулятивных универсальных учебных действий, составляющих суть саморегуляции учебной деятельности и являющихся основой готовности и способности учащихся к самообразованию и саморазвитию.

Литература

  1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СпбГУПМ, 2002.
  2. Русакова О.В. Формирование умений и навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков в процессе обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. - 209 с.
  3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.

« Предыдущая статья