Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Успешность как составляющая качества образования в контексте требований ФГОС

Т.Ю. Иванющенко. Модель учета внеучебных достижений учащихся «круги успеха»

Автор: Иванющенко Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ школа №300 Центрального района Санкт-Петербурга, стаж работы 12 лет, высшая квалификационная категория.

 

Проблемы развития личности всегда занимали особое место в отечественной педагогике, во многом подходы к воспитанию и творческому становлению ученика  определили ее своеобразие и уникальность. Вопросам личностно ориентированного воспитания человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности, отводится и сегодня значительная роль.
В каждом фрагменте образовательного процесса полезно выявлять индивидуальные особенности и склонности его участников. И сегодня начальная школа активно вовлечена в решение задачи поиска личностно ориентированных подходов к воспитанию, а также формированию культурно-образовательной среды, обеспечивающей включение обучающегося в культурно-социальные связи различного типа и уровня в рамках внеурочной деятельности. Задачами следующего уровня для школы становятся развитие мотивационно-смысловой сферы учащегося, построение учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта, индивидуализацию процесса обучения на основе формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.
В целом сущность и основное назначение внеурочной деятельности сегодня видится в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации  их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

  • творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
  • социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
  • профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

Ясно, что учёт учебных достижений школьников проводится систематически и специального обоснования не требует. В свою очередь учёт внеучебных достижений требует специального методического обоснования и разработки специальной модели.
Предлагаемая модель учёта внеучебных достижений «Круги успеха» разработана в рамках инновационной деятельности школы и направлена на реализацию требований ФГОС к планируемым результатам начального общего образования. Модель является компонентом комплексной системы мониторинга качества образования. Внеурочная деятельность понимается как личностно - ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий  развития ребенка, становление его как личности в школьные годы.
Сущность модели заключается в разработке и внедрении балльно-рейтинговой системы учета внеучебных достижений учащихся. Методически модель строится на выявлении у ребёнка приоритетного для него направления внеучебной деятельности и активной самореализации ребёнка (в том числе в рамках приоритетного направления).
Цель балльно-рейтинговой системы учета внеучебных достижений учащихся заключается в систематическом мониторинге развития ребенка, оценки его становления как личности, накоплении учеником опыта социальных действий.

Основные задачи балльно-рейтинговой системы учета внеучебных достижений для учителя:

  • изучение интересов, запросов детей и родителей, на их основе корректировки  и разработки  программ воспитательной деятельности учителя;создание системы внеурочной деятельности;
  • анализ возможностей ученика и среды для реализации поставленных целей;адресная помощь ученику в самореализации.

Основные задачи балльно-рейтинговой системы учета внеучебных достижений для ученика:

  • приобретение опыта самооценки и самоанализа  своей деятельности;
  • приобретение опыта построения личного образовательного маршрута.

Дадим краткое описание Модели учета внеучебных достижений учащихся. Модель состоит из трех взаимосвязанных уровней:

  • уровень первый «Лидер круга»;
  • уровень второй «Лидер четверти»;
  • уровень третий «Лидер года».

Первый уровень модели: «Лидер круга». Сущность  уровня заключатся в том, что в  данном  периоде (четверти) дети заполняют самостоятельно (совместно с учителем) Карту достижений класса, куда вносят все текущие мероприятия, события, относящиеся к собственным достижениям отдельных учащихся и класса в целом. Учитываются любые достижения ученика в урочной и внеурочной деятельности, начиная с уровня  «Класс»,  далее уровня «Школа», «Район», «Город», «Общероссийский уровень», «Международный уровень» по направлениям:

  • Спорт и здоровье.
  • Общество.
  • Творчество. Искусство.
  • Интеллектуальные занятия.
  • Освоение культурного пространства Санкт-Петербурга.

            Оценка достижений учащихся осуществляется по следующей схеме:

  1. Лидер - 3 балла.
  2. Активный участник - 2 балла.
  3. Участник - 1 балл.

Уровень участия специально не учитывается. По решению, принятому совместно с детьми, учитель может добавить за высокие результаты городского уровня и выше 1 или 2 балла. Небольшой разброс баллов от лидера к участнику позволяет мотивировать учеников на участие в разных формах внеурочной деятельности, ведь лидером может в результате стать не тот, кто один раз выиграл одно соревнование, а тот, кто был наиболее активен и пробовал себя.
Затем проводится совместный анализ Карт достижений, в результате которого дети могут (по желанию) объединиться в группы (Клубы), в которых они могут в дальнейшем совместно участвовать в мероприятиях в рамках внеурочной деятельности, развиваться и реализовываться в приоритетном для них направлении.
Подсчет полученных баллов по каждому из направлений в конце отчётного периода (четверти) позволяет выявить лидера по каждому из направлений в рамках данного отчётного периода. Дипломы, грамоты, лучшие работы и прочие материалы ученик собирает в папку достижений – Портфолио  (по желанию самостоятельно заполняя её, учитель осуществляет только функцию коррекции).

Второй уровень модели: «Лидер четверти». Подсчет общего количества  полученных баллов в конце отчётного периода (четверти) позволяет выявить лидера класса в рамках данного отчётного периода.

Третий уровень модели: «Лидер года»  (в кругах и по общему результату). Перед окончанием учебного года учащийся систематизирует Портфолио достижений, самостоятельно анализирует карты учёта достижений.    Выявляются лидеры по всем направлениям за учебный год, и выявляется общий лидер класса. Важно, что лидер четверти и (или) года может не быть лидером ни в одном из кругов.  

Результат внедрения модели учета внеурочных достижений учащихся – это то, что стало непосредственным итогом участия школьников в деятельности, а именно:

  • приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • получение опыта переживания и позитивного отношения  к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, наука и культура, труд);
  • получение опыта  самостоятельного общественного действия.
  • занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основными умениями учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный,  умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Осмысляя опыт внедрения  модели учета внеурочных достижений учащихся в школе мы систематизировали основные  достоинства модели в сравнении с традиционной бальной системой оценки знаний, портфолио достижений и системой оценки внеурочных достижений «ТОП – 300»  (см. табл. 1.)

Табл. 1.Сравнение  достоинств модели учета внеурочных достижений«Круги успеха» с традиционными системами оценки

Система оценки

Недостатки модели

Достоинства модели  «Круги успеха»

Балльная система оценки на уроках

Не учитывает достижения во внеурочной деятельности, сегодня использование только этой системы недостаточно

Учитывает достижения и урочной деятельности, и внеурочной; может стать эффективным дополнением к урочной системе оценивания.

Портфолио достижений

Большой объём материалов может вызвать затруднение в анализе успехов; нет однозначных критериев оценки достижений.

Разработаны критерии и баллы для оценки достижений. Карта достижений проста в использовании, её анализ прост для любого ребёнка. Позволяет сразу выявить лидеров по нескольким направлениям, т.е. лидерами в классе одновременно могут стать много учеников.

Система оценки внеурочных достижений «ТОР-300»

В рейтинг попадают учащиеся, заявившие о себе, начиная со школьного уровня и выше, как правило это одни и тот же круг учеников. ребёнку начальной школы важнее знать своё место среди одноклассников, чем среди незнакомых им детей. Электронная версия рейтинга не всегда доступна детям начальной школы.

В "ТОР-300" могут от класса претендовать дети, ставшие лидерами по направлениям, даже если они не завоевали каких-то "больших" наград, а были самыми активными и достойными в четверти. Первичным будет всё равно классный рейтинг и его наглядные результаты.

 Внедрение  модели учета внеурочных достижений учащихся «Круги успеха» потребовало использования следующих ресурсов:

  1. Технические ресурсы:
  • сайт образовательного учреждения;
  • компьютер (операционная система - Windows 2000, XP, Vista, Windows7; программное обеспечение Microsoft Office 2003,2007,2010 (Word, Exel));
  • издательский центр.

Кадровые ресурсы:

  • технический координатор, отвечающий за оформление материалов;
  • координатор;
  • классные руководители, учителя-предметники, прошедшие внутрифирменное обучение в рамках проекта.

Иные ресурсы:

  • система дополнительного образования ОУ;
  • конкурсное (в том числе олимпиадное) пространство Санкт-Петербурга и РФ;
  • создание системы консультаций для родителей;
  • технология внедрения инновационного продукта с выделением этапов и необходимых ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.).

Формами, методами и условиями сбора и фиксации информации о достижениях учащихся являются:

  1. Ведение карты достижений на основе принципа добровольности (с точки зрения учащегося). Учащийся, лично решает какие именно документы и материалы он поместит в папку своих достижений и отразит в карте достижений. Самостоятельный работа с картой достижений помогает ребенку осознать свои возможности, сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения, более ответственно относиться к занятиям, увлечениям.
  2. Ведение карты достижений предполагает обращение в учреждения дополнительного образования, в детские общественные организации в случае, если школьник активно занимается в этих учреждениях и организациях. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений.
  3.  Важной особенностью является то, что участие не менее важно, чем победа - этот тезис лежит в основе системы. Важно быть активным, инициативным, стараться усовершенствовать свой предыдущий результат.

Предполагается, что модель балльно-рейтинговой системы учета внеучебных достижений учащихся будет реализована поэтапно в течение 4 лет обучения в начальной школе (продолжительность этапа определяет учитель в зависимости от уровня класса):

1 этап - адаптация и приобретение учеником социальных знаний и опыта в оценки своей деятельности под руководством учителя;

2 этап - расширение и углубление социальных знаний и приобретение учеником опыта самооценки и самоанализа;

3 этап - получение учеником опыта самостоятельного  принятия решения, действия  и самоанализа.

Возможные риски при использовании модели «Круги успеха» и пути их преодоления представлены в таблице 2.

Табл. 2. Риски и пути их преодоления при использовании модели «Круги успеха»

Сложности

Возможные пути решения

Устойчивая консервативная ориентация педагогов на доминирование «традиционной системы» оценивания учащихся

Организация внутрикорпоративного обучения и апробации. Предлагаемая модель максимально проста и понятна для использования.

Отсутствие единых критериев оценки качества образовательных результатов

Согласование создаваемых педагогами  критериев  оценивания учащихся на уровне методических объединений и в ходе диалога с родителями

Недостаточная вариативность форм учета достижений учащихся в школьной практике, в том числе достижений вне ОУ

Создание учащимися Портфолио достижений, куда можно помещать не только дипломы, сертификаты, но и творческие отчёты об участии.

Недостаточный уровень готовности учеников к участию в системе поиска сферы самореализации в образовательном процессе, выбору форм образовательных достижений, диалогу по обсуждению собственного образовательного маршрута.

Развитие эмоционально-ценностного компонента всех форм учета, признания, обсуждения достижений учащихся. Создание временных или постоянно действующих групп по интересом (Клубов), которые реализуют совместные проекты в приоритетном для них направлении.

 Таким образом, модель учета внеурочных достижений учащихся «Круги успеха» является компонентом комплексной системы мониторинга качества образования, способствует личностному развитию каждого ученика на ступени начального общего образования, обеспечивает процесс приобретения социального опыта, практики самоанализа и самопрезентации,  повышает мотивации школьников к обучению. Данная модель оказывает положительное воздействие  на  гармоничное взаимодействие всех участников образовательного процесса, является   необходимым условием реализации модели успешной, комфортной школы.

Все компоненты представленного инновационного продукта объединены принципами ориентации на личностные достижения учащихся, успешности и развития  навыка самоанализа, способствующего самоопределению. Это позволяет рассматривать  модель как основу мониторинга при построении образовательной среды, ориентированной, с одной стороны, на самореализацию школьников и педагогов, а с другой - на удовлетворенность родителей ходом и результатами образовательного процесса, становление полноценной системы социального партнерства.

Литература:

  1. Бондаренко Е. Урок гражданина /Е. Бондаренко// Начальная школа: Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября», 2004 №31.
  2. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.
  3. Григорьев Д.В, Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников.    Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
  4. Григорьев Д. В.,. Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. - М., 2011
  5. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей  школьника» Москва: Академия, 1998г.
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  8. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. М.:Просвещение,2011
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
  11. ФГОС. Примерные программы начального образования.  «Просвещение»,  Москва, 2009.
  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. Смоленск.1996