Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Успешность как составляющая качества образования в контексте требований ФГОС

Е.В. Бойко. К вопросу о применении проектной деятельности на уроках русского языка и литературы


Автор: Бойко Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 308 с углубленным изучением математики Центрального района Санкт-Петербурга

 

В настоящее время российская система образования претерпевает реформы в рамках изменения вектора направления образовательного процесса. Постепенно учащиеся из объекта образовательной деятельности преобразуются в субъект. Согласно последним нововведениям в федеральном образовательном стандарте, учебный процесс становится в большей степени ориентированным на формирование в школьниках таких личностных черт, как самостоятельность, креативность, конкурентоспособность, инициативность. В связи с этим изменяются и основные методы и технологии обучения. Учитель должен сформировать в учащихся навыки самообучения, самостоятельного сбора и анализа информации. Таким образом, российская школа приобретает новый формат, основанный на инновационных педагогических технологиях, направленных в большей степени на личностно ориентированное обучение. На наш взгляд, наиболее подходящим в этом ключе методом является проектная деятельность.
Под проектной деятельностью обучающегося мы будем понимать совокупность определенных усилий, направленную на достижение заранее запланированной цели, решение конкретной проблемы. При помощи проектной деятельности обучающийся может осознать себя как полноправного, активного участника образовательного процесса (1).
Также проектная деятельность способствует развитию познавательных навыков, развитию творческого мышления учащихся. В основе этого метода лежит исследовательская деятельность ученика. Определившись с планируемым результатом работы уже на этапе целеполагания, учащийся самостоятельно разрабатывает план действий по решению этой проблемы и определяется с окончательным результатом работы, то есть продуктом.
Затем проект осуществляется учащимся самостоятельно и защищается им или перед преподавателем, или перед определенной аудиторией. Немаловажную роль при выполнении проекта, как нам кажется, играет этап составления отчета о проделанной работе.  Составление отчета предполагает развитие связной речи, следовательно, формирует лингвистическую и коммуникативную компетенции.
Итак, обосновав некоторые тезисы об актуальности и перспективности использования метода проектной деятельности в образовательном процессе, можно перейти к целесообразности его практического применения конкретно на уроках русского языка и литературы.
Примером может служить проект для учащихся 10-х - 11-х классов «Традиции изображения Санкт-Петербургских городских характеристик Ф.М. Достоевского в современной литературе». Защиту проекта на занятии можно приурочить к грядущему 150-летнему юбилею романа «Преступление и наказание» в 2016-м г. Данный проект может реализовать как один ученик на примере нескольких произведений одного современного автора, так и весь класс, разделенный на группы, у каждой из которых будет отдельный объект исследования. Примерный план работы:

Проблема: какие традиции в изображении Санкт-Петербурга Ф.М. Достоевским продолжаются в современной литературе.

Цель: найти сходства описания городских характеристик в романе «Преступление и наказание» и в произведениях современного автора.

Задачи:

  • обратиться к уже проведенным, авторитетным исследованиям в этом вопросе;
  • выявить специфику образа города у Ф.М. Достоевского;
  • найти описания Санкт-Петербурга у современного автора;
  • провести самостоятельный сравнительный анализ выявленных наиболее частотных характеристик городского пейзажа.

Продукт: презентация, доклад.

На уроке-защите ученик, выполняющий проект, помимо окончательного продукта своей исследовательской деятельности должен представить и своеобразный отчет о выполнении проекта. Примерный план отчета:

  1. Оглашение результатов исследования с опорой на материалы презентации.
  2. Если работа была групповой, то каким образом распределялась?
  3. Какие трудности возникали в процессе работы?
  4. Какими источниками пользовались для получения необходимой информации?
  5. Как оценивает учащийся результат своей работы?
  6. Есть ли желание и предложения по продолжению работы над проектом? Если да, то в какой форме?

Еще одним примером применения проектной деятельности, но уже на уроке русского языка может служить выполнение учащимися 8-го класса проекта «Использование назывных (номинативных) предложений в творчестве классиков русской поэзии». Рекомендуется групповая работа учащихся. Каждая из групп выбирает свой объект исследования, например творчество А.А. Фета или А.А. Блока. Примерный план выполнения проекта:

Проблема: какова функция номинативных предложений в поэтическом тексте?

Цель: определить функциональную и эстетическую специфику использования номинативных предложений в тексте.

Задачи:

  • выявить примеры употребления номинативных предложений в творчестве автора;
  • провести самостоятельный сравнительный анализ выявленных примеров;
  • прийти к выводу о назначении данного типа предложений в поэтическом тексте.

Продукт: презентация, доклад.

С помощью выполнения учащимися данного проекта будут достигнуты следующие цели:

1. Образовательные:

  • актуализация и систематизация знаний о творчестве выбранного поэта;
  • усвоение и систематизация знаний о структуре и функциях номинативных предложений;
  • приобретение коммуникативных умений, при условии работы в группах;
  • повышение мотивации учащихся к учебному процессу.

2. Развивающие:

  • развитие системного мышления учащихся;
  • развитие лингвистической компетенций;
  • развитие навыка проектно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание творческой активности учеников.

Немаловажен тот факт, что метод проектной деятельности в достаточной мере универсален, то есть сочетается с любой рабочей программой по русскому языку и литературе, так как полностью соответствует ключевым требованиям ФГОС. Например, формирование в учащихся таких личностных черт, как самостоятельность и творческий подход к учебному процессу. Несомненным достоинством данной методики является личностный подход к учащемуся, что также соответствует требованиям образовательного стандарта.
Таким образом, мы можем заключить, что осуществление проектной деятельности на уроках русского языка и литературы реализует нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, способствует более качественному усвоению учебного материала, а также формирует у учащихся личностные, познавательные и коммуникативные УУД. Данный факт характеризует проектную деятельность как одну из наиболее  действенных и результативных методик современного образовательного процесса.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.