Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Успешность как составляющая качества образования в контексте требований ФГОС

Ю.Л. Орнатский, Е.В. Поварчук. Школьное учебно-творческое объединение «Наша птица-662» в проекте «Праздник, который всегда с тобой»


Автор: Орнатский Юрий Львович, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог дополнительного образования,  стаж работы 33 года, первая квалификационная категория.


Автор: Поварчук Елена Витальевна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог дополнительного образования,  стаж работы 33 года, первая квалификационная категория.

  • Дополнительное образование – просвещение, а не только набор кружков и развлечений;
  • опыт работы - система последовательного движения слово – инструмент общения, познания и выражения чувств и мыслей;
  • культура – основа цивилизованного развития личности;
  • традиции – связь поколений, преемственность и уважение;
  • ученичество – осознанное накопление знаний, навыков и умений, условие движения вперед;
  • творчество – поиск и проявление себя в новом качестве, создание творческой работы;
  • сотрудничество – коллектив, сотворчество, взаимопомощь и поддержка, единение;
  • праздник – не мероприятие, а созданная радость значимости совместного труда и творчества.

В изменяющемся мире не утратить гуманитарные ценности в человеке

Дополнительное образование:

опыт работы – система последовательного движения

Школьный долговременный проект «Праздник, который всегда с тобой» разработан на основе совместного опыта работы педагога дополнительного образования Орнатского Ю.Л и учителя начальных классов, классного руководителя Поварчук Е.В. в школах Кронштадта с 1991 по настоящее время.

В этот период была создана воспитательная система «Школа+Творчество», которая воплощалась, развивалась и давала положительные результаты деятельности учебно-творческого объединения «Древо»: ученики, педагоги и родители (класс-студия, клуб). Работа объединения «Древо» отмечалась вниманием, участием, наградами и победами в педагогических и творческих конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях Кронштадта, Санкт-Петербурга, России, а также в международных фестивалях и акциях. Программа деятельности воспитательной системы «Школа+Творчество» построена на единстве учебно-воспитательного процесса, в котором «ПРАЗДНИК» занимает особое место как результат творческого поиска, как связь современного молодого поколения с народными традициями и историей, как проявление взаимодействия разных поколений в движении к общей радости и единению, как положительный настрой на жизнь и ученичество.

С 2013/14 учебно-творческом года Орнатский Ю.Л. и Поварчук Е.В. работают в начальной школе-детский сад № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга. Опыт работы в единении учебно-воспитательного процесса был предложен и здесь. Приглашены к сотрудничеству педагоги, ученики и родители первоклассников набора 2013 года. В последующие годы к этому проекту присоединились другие школьные классные коллективы. Так возникло учебно-творческое объединение: ученики, родители, педагоги. И название – «Наша птица-662». Педагогический коллектив объединения: педагог дополнительного образования Орнатский Ю.Л., классные руководители: Поварчук Е.В., Коваленко Н.П., Бондаренко Е.Ю., Гром М.С. Активно, творчески инициативно работают и воспитатели групп продленного дня этих классов. Родители же – помощники, не сторонние наблюдатели, а участники всех дел объединения.

И рождается праздник, к которому идём вместе, и вместе его создаём. Каждый день праздник – праздник нового дня, праздник движения, праздник роста, праздник ученичества.

Наша птица играет, резвится,

Наша птица в полёт нас зовёт!

Наша птица поёт и крылится –

С нами учится и растёт!

(Из гимна «Наша птица-662»)

Школьный долговременный проект «Праздник, который всегда с тобой» становится программным документом этого объединения.

Этапы воплощения проекта:

1-й год обучения – «Привет, школяр!»;

2-й год обучения – «Учимся каждый день»;

3-й год обучения – «Мир и Я»;

4-й год обучения – «Жизнь – школа, я – ученик».

Проекты учебно-творческого объединения:

«Моих друзей прекрасные черты», проект-выставка;

«Я – читатель», проект-искусство общения с книгой;

«Я шагаю по Кронштадту», проект-исследование;

«Я живу в прекрасном, но сложном мире», проблемы толерантности;

«Дорога к храму», проект-поиск гармонии с миром;

«Богатыри Земли Русской», проект – память, гордость;

«Фестиваль семейных театров «Гнездо», школьный проект.

Ученичество – осознанное накопление знаний, умений, навыков - условие движения вперед

Начальная школа не только закладывает основы знаний для всего будущего интеллектуального роста человека, но и создаёт базу, на которой духовное и нравственное развитие пока еще ребенка, но уже ученика, будет или должно проявиться во взрослой жизни этого человека. Ученичество: движение, рост, развитие, обретение нового - основное и определяющее понятие, которое принимается в воспитательной системе объединения «Наша птица-662». И первый праздник, к которому устремляется школяр-первоклассник, - «Посвящение в ученики». Здесь он получает знак «Ученик» и даёт клятву

Клятва ученика учебно-творческого объединения «Наша птица-662» (класс-студия):

Я получаю звание «Ученик», клянусь с гордостью носить это звание:

Учиться прилежно, получать новые знания, достойно переносить трудности;

Клянусь уважать своих школьных товарищей.

Клянусь соблюдать правила школьной жизни.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Праздники знаний и ученичества являются в объединении «Наша птица-662» важным направлением учебно-творческого проявления и результативности этого движения. Предметные конкурсы, турниры, выставки, сборники творческих, поисковых работ и другие формы, приемы, способы организации подведения итога достигнутого на определенном этапе обучения – движение к празднику ученика. Девиз, который взят за основу в организации воспитательной работы объединения: «Должна быть гармония человека с природой, культурой, другими людьми и с самим собой», становится направлением к созданию и праздников. Традиционные и календарные события, памятные дни и государственные торжества, народные праздники и обряды…Это всегда – творческая встреча, в подготовке к которой: знакомство с историей события, выражение своего восприятия и отношения к явлению, теме такой встречи, отражение в творческом преломлении познанного и пережитого: выставка художественных работ, поэтический сборник, летописный плакат, запись в «творческом дневнике ученика класса-студии»…

Особое место в этом ряду отводится памятным датам нашей истории – дни памяти блокадного Ленинграда: 8 сентября – начало блокады, 27 января – освобождение города от вражеского кольца. Причастность к прошлому и сегодняшней жизни родного места организуется в цикл «Дыша одним дыханьем с Ленинградом»: знакомство с документами того времени, встречи со свидетелями тех дней и ночей, посещение мест, связанных с событиями, размышления, которые выражаются в поэтической строке – создание сборника «Победа жизни». День Победы – 9 мая отмечается участием в традиционной кронштадтской акции «Паром Памяти» - выход в море с возложением венка на воду, где мы чувствуем себя не только причастными к своей истории, но и находимся в единении с людьми разных поколений. Это очень важно. 2014/15 учебно-творческий год ознаменован 75-летием Великой Победы. Праздник, который объединяет поколения памятью и осознанием сегодняшнего времени нашей Родины. Причастностью к этому святому событию, выражению своих чувств и мыслей о значении Победы для нового поколения наполнены страницы первого номера рукописного студийного журнала «Перо поющей птицы», посвященного празднику Победы. «Помним» - как клятва, которая даёт настрой авторам публикаций, а это ученики и их родители объединения «Наша птица-662». Журнал был представлен на встрече поколений «Песнь Памяти» и издан ярким сборником-альбомом. Ученик обретает опыт осознания события и выражения себя через СЛОВО.

Слово – инструмент общения, познания и выражения чувств и мыслей

Так рождаются поэтические сборники работ учеников – стихи, зарисовки, размышления… В 2013 году, когда отмечалось столетие и восстановление Морского собора в Кронштадте, вышло красивое, торжественное издание «Посвящение Кронштадту». Раздел «Сборник детской поэзии» - поэтические работы наших учеников. За время деятельности воспитательной системы «Школа+творчество» каждый студийный выпуск учеников оставляет сборники поэтических работ, в которых дети выражают свои чувства и мысли СЛОВОМ.

Культура – основа цивилизованного развития личности

Традиции – связь поколений, преемственность и уважение

 Календарные, народные праздники – связь с общим ликованием в радости, в торжестве, в единении. Познание истории события, знакомство с ритуалом, осознание своей причастности к традиции, проявление себя в творческом участии вместе с другими людьми – настрой таких встреч.

«Рождества торжество» - праздник детей с библейскими рассказами, угощениями, играми и подарками. Новогодний бал-маскарад на Старый Новый год – посвящение символам восточного календаря наступающего года: костюмы и представления, игры и конкурсы, творческие программы, которые готовят ученики, родители, друзья…

«Дорогая наша Масленица» - праздник-хоровод на Ярилиной поляне. Прощание с зимой и встреча весны: заклички, призывы, песни, игры-состязания, костер от чучела, блинные угощения – и стар, и мал веселятся и радуются весеннему солнца.

Праздники рождаются в объединении и из повседневной жизни, чтобы отметить событие, которым живёт коллектив-товарищество. Повод, тема, название, форма таких встреч появляются в процессе творческого общения. Идея провести праздник-посвящение может возникнуть и как уже традиционная встреча по поводу, и как новое явление-событие, которое отмечается в форме праздника. Чествования товарищей по классу-студии - поздравление в празднике «С Рожденьем, Человек!». Общий праздник устраивается в конце месяца по окончании времени года – осенники, зимники, весенники, летники. Программа встречи строится по схеме: пролог-приветствие, представление каждого «новорожденного» с его творческой визиткой – концертный номер, выставка работ-поделок, созданное им и заявляющее об увлечении, о таланте… Товарищи же готовят творческое поздравление-подарок в форме, которую сами изберут индивидуально или по группам. Именинный пирог с чаепитием и игры, которые организуют именинники. И обязательно звучит песенно-танцевальное поздравление соответственно времени года – «Осенний джаз», «Снежный блюз», «Регтайм весны», «Лето-кантри». К этим праздникам чествования направлен и проект «Моих друзей прекрасные черты» - создание галереи портретов: рисунки и фотографии, выполненные учениками друг другу.

Традицией стал и пушкинский праздник – 19 октября, День Лицея. Название встречи, форма и место её проведения, тема творческого проявления меняется в зависимости от возраста учащихся-студийцев, а также соединяется с школьным предметом «Литературное чтение», содержание же – Пушкин. Чтение и рассуждение по сказке, поэтический концерт, посещение Царского Села и Лицея, спектакль по произведениям А.С.Пушкина, «круг чтения» вместе с родителями.

День Театра – 27 марта. Театр как способ культурного, духовного и социального развития ученика занимает особое место в воспитательной системе объединения - студия дополнительного образования «Выразительный Человек» помогает в таком движении. Нарабатывается материал студийных поисков, который может быть представлен и в этюдном варианте, и как цельный спектакль. Праздник Театра – возможность порадоваться, поделиться, увидеть результат творческого поиска.

Ежегодный школьный фестиваль семейных театров «Гнездо» родился в 2013 году и продолжает собирать на праздник театра и семьи большое количество участников и зрителей. Фестиваль «Гнездо» ожидаемое событие в жизни объединения, праздник радости быть вместе в творчестве, в деле, в общении.

Заявила о себе и прижилась такая форма праздничных встреч как – День благодарения.

«Благодарение» – дарить благо, добро…Одна из первых заповедей духовно-нравственного проявления человека, его отношения к окружающему.

Как правило, это праздник-чествование, праздник-посвящение, праздник-приношение.       Так ярко и полезно проходит  День благодарения «Петербургская семья». В начале первого учебного года ученики объединения подготовили плакатики-визитки «Моя семья»: осознание своих родственных связей, совместное семейное творчество, представление своей семьи… А в подготовке к встрече семей был использован ход – анкета, знакомство с семьями учеников как петербургским-кронштадтским явлением. Это стало отправной точкой для дня благодарения: родословная и духовная связь с городом. Творческое проявление нескольких семей с рассказом о себе, показ этюдов и зарисовок, семейные игры.

Ученики первых классов заканчивают «букварный период» и направляются к празднику – «День благодарения Азбуке»: праздник знаний, состязание команд, творческое признание в благодарности первому учебнику, присвоение звания «Читатель» и подарок – книга.

Праздник – созданная радость значимости совместного труда и творчества

Прежде всего, следует договориться о терминах и понятиях, выраженных в слове. В современном лексиконе для обозначения общественного дела часто употребляется слово – «мероприятие». «Меры приняты». (Позволим себе такую вольную интерпретацию этого понятия). А оно, как правило, направлено на исполнение указаний к организации и проведению подобного рода «мероприятий», назначенных кем-то. Праздник же рождается как результат, как завершение усилий объединенных общим делом людей. Так было испокон. Все народные праздники – подведение итога достигнутого. Отсюда радость сделанного - праздник урожая по осени; упование на будущее – праздники преображения природы – Масленица, Пасха, Егорьев день, Троица.

Праздники завершения этапов движения и надежд на предстоящее – Новый год, Рождество. Праздники общих побед, дни памяти, отмечание явлений, событий и торжеств, преклонение не только в святости, но и в почести близких людей – матери, женщины, воинов, отцов, стариков, детей, семьи. Праздник – одно из значимых слов-понятий в организации общения с учениками учебно-творческого объединения «Наша птица-662». Праздник – когда мы вместе его готовим, объединяя наши старания, делим общую радость новых открытий и устремлений. Выбор ходов, приемов, тем, названия предстоящего праздника согласуется с учениками, педагогами, родителями объединения.

Творчество – поиск и проявление себя в новом качестве, создание творческой работы

Сотрудничество – коллектив, сотворчество, взаимопомощь и поддержка, единение

Важно и осознание пройденного пути – оценка сотворенного общего дела и участия в нем каждого. По завершении праздничного дня на встрече с учениками обязательно проводится «круг общения»: впечатления, отзывы, мнения, предложения. Вместе с родителями учеников по окончании определенного этапа совместной деятельности организуется «большой круг общения» с обсуждением пройденного пути и планов предстоящего. На первом этапе – беседа, в дальнейшем – запись в «Творческом дневнике ученика класса-студии», анкетирование, отражение в студийном рукописном журнале «Перо поющей птицы» и летописи класса-студии, другие формы осознания и оценки своего ученичества, чтобы идти дальше.

Дорога навстречу празднику продолжается!