Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №15 (декабрь 2015) » Успешность как составляющая качества образования в контексте требований ФГОС

А.М. Кузьминский. Интеграция основного и дополнительного образования как средство воспитания гражданина, подготовленного к жизни в современном мире


Автор: Кузьминский Александр Михайлович, преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория.

В современном мире в виду развития промышленных технологий опасность растет быстрее, чем человеческое противодействие ей. Последнее обстоятельство указывает на необходимость усиления подготовки учащихся к безопасному поведению и проявлению ими активной гражданской позиции в сфере безопасности.
Не следует забывать генеральную цель курса ОБЖ (зафиксированную в нормативных документах) - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Проанализировав программу ОБЖ и учтя современный спектр опасностей, я пришёл к выводу, что количества часов, отведённых на курс ОБЖ, недостаточно.  Для лучшего усвоения знаний нужно больше как теоретических, так и практических занятий, формирования психологической устойчивости. Поэтому я с энтузиазмом включился в работу школьного спортивного клуба и создал объединение «Военно-спортивное многоборье».
Целью своей работы в объединении я поставил воспитание в детях качеств, необходимых для безопасной жизнедеятельности в условиях современного мира, физическую закалку и психологическую устойчивость, воспитание гражданственности.
В работе я использую различные формы проведения занятий: теоретические, практические, комплексные и контрольные, но основные организаторы этих занятий - дети. Проанализировав свое участие в соревнованиях, поход или проведённое мероприятие, они понимают свои слабые места, находят необходимый материал и учатся новому. Это развивает их познавательную деятельность, организаторские способности.
Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа, заслушивания сообщений по интересующим темам с использованием технических средств обучения, видеозаписей, интернета. Важно, что анализ мероприятий, определение проблем делают дети.
Практические занятия - изучение и закрепление техники выполнения приёмов, действий и решения задач, связанных с преодолением препятствий и других задач, связанных с использованием снаряжения, средств индивидуальной защиты, спортивных снарядов и оружия. Здесь познаются возможности, исправляются физические и личностные недостатки, меняются взгляды на себя и других.
Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершенствования полученных умений и навыков, практических действий. Это игры, соревнования, общешкольные мероприятия. Именно здесь раскрываются организаторские способности, полностью проявляется инициатива, смекалка. Укрепляется моральная и психологическая устойчивость в условиях повышенных физической и эмоциональной нагрузок.
Контрольные занятия проводятся, как правило, по окончании изучения блока тем и в конце учебной четверти.
Важнейшей целью объединения является формирование качеств гражданина с твёрдой жизненной позицией и готового исполнять важнейший конституционный долг – защищать Отечество.
Задачи объединения заключаются в том, чтобы:

  • в процессе обучения дети усвоили свои конституционные права и обязанности, уяснили цели и характер нашей оборонительной доктрины;
  • приобрели необходимые практические навыки, физическую закалку и психологическую устойчивость;
  • могли организовывать и проводить общешкольные и городские мероприятия военно-патриотической и спортивной направленности;
  • привлечь к работе объединения, к внеурочной жизни школы родителей и  работающую молодежь микрорайона;
  • привить привычки здорового образа жизни, понимание необходимости сохранения и укрепления здоровья.

Программа секции включает работу по следующим направлениям:
- основы военных знаний;
- физическая подготовка;
- туристское многоборье.
Основы военных знаний предусматривают изучение истории Вооружённых Сил РФ, оружие и имена его создателей, традиции и победы российской и советской армии. Расширяя область знаний по истории, основам безопасности жизнедеятельности мы также формируем у детей чувство гордости, гражданского достоинства, готовность к защите Отечества.
В ходе занятий проводится  изучение автомата Калашникова, его неполная разборка-сборка, стрельба в электронном тире.
Подростки немало времени проводят у компьютеров, играя часто в военные игры, и в реальной жизни им хочется тоже «поиграть в войнушку». Поэтому, кроме изучения приемов обращения с оружием ребята с удовольствием занимаются строевой подготовкой. Им нравится выполнять строевые команды (особенно, когда педагог сможет показать детям красоту строя и одновременного выполнения строевых приемов) и еще больше командовать. Таким образом, сначала в виде развлечения обучающиеся получают знания в области обороны, у них появляется понимание важности военной службы о подготовки к ней.
Физическое воспитание, кроме физического развития и укрепления здоровья, помогает также сформировать и развить такие качества как трудолюбие, настойчивость, выдержка. Дети изучают упражнения по тренировке силы и выносливости без предметов, на развитие координации и точности движений.
Туристское многоборье является ещё одним и новым направлением работы объединения.              Изучение техники преодоления естественных препятствий помогает дальнейшему физическому развитию, учит ребят принимать решения, распределять обязанности в команде, уважать мнение товарищей, развивает чувство коллективизма.
Предусматриваются различные формы проведения занятий: теоретические, практические, комплексные,  но основные организаторы этих занятий - дети. Проанализировав свое участие в соревнованиях, поход или проведённое мероприятие, они  понимают свои слабые места, находят необходимый материал и учатся новому. Это развивает их познавательную деятельность, организаторские способности.
К подготовке соревнований внутри объединения дети стали привлекать и своих родителей, которые так увлеклись, что вместе со своими детьми решили поучаствовать в этих соревнованиях. Так пришла идея провести мероприятие «Отдыхаем всей семьей». Получились соревнования, в которые вошли разделы: «Ориентирование», «Выживание в экстремальных условиях», «Медицинская помощь», «Дартс», элементы туристической полосы препятствий и другие. Но главное то, что в соревнованиях участвовали родители, им это понравилось и такие соревнования стали традиционными. Родители стали участвовать в походах, ездить с нами на ежегодные ночные соревнования по ориентированию памяти А. Окинчица.
За время работы объединения мы участвовали во многих соревнованиях и заняли немало первых и призовых мест. Но я считаю что главное – это опыт общения внутри команды, с командами других школ и районов Санкт-Петербурга и области, привлечение к жизни объединения родителей.
           Выпускники нашей школы, которые занимались в объединении:

  • осознают, что каждый человек должен быть Гражданином, активным членом общества. Он имеет не только права, но и обязанности по отношению к обществу и выполнение этих обязанностей – жизненная необходимость;
  • понимают, что только здоровый человек принесёт максимум пользы себе и обществу.

            Твёрдая жизненная позиция, сформированная в объединении, убедила их и поможет убедить и привлечь к здоровому образу жизни других. Проведение мероприятий в школе и микрорайоне уже привлекли в объединение новых ребят. С удовольствием к нам приходят выпускники школы, а в ночном ориентировании участвуют и выпускники, и их родители;
За годы мы стали заметными изменения в характерах детей, их отношениях с товарищами и учителями. Они стали более ответственными, улучшились отметки по истории, физкультуре, географии, ОБЖ. У нас есть победители районного тура олимпиад по ОБЖ и физкультуре, призёры городского тура. Дети стали принимать более активное участие в общественной жизни школы, стали помощниками администрации.
16 лет работы по предмету ОБЖ, результаты моих учащихся в различных соревнованиях, опыт выпускников, которые работают спасателями, служат в Вооруженных силах, выработали во мне твёрдое убеждение, что наибольшее количество практических занятий, интеграция основного и дополнительного образования дадут наилучший результат в обучении основам безопасности жизнедеятельности.