Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №13 (июнь 2015) » Проектная деятельность в ОУ

С.В. Сорокина. Проектно-исследовательская деятельность учащихся


Автор: Сорокина Светлана Владимировна, ГБОУ СОШ №425 им. академика П.Л. Капицы Кронштадтского района Санкт–Петербурга, учитель математики, стаж работы  23 года, высшая квалификационная категория.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров


Обучение в школе требует от детей определенных усилий, к чему не всегда бывает готов ребёнок. Чтобы школьник начал испытывать интерес к учебе, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание учиться. Многие дети, придя в школу, стараются получать хорошие оценки, чтобы угодить родителям, заслужить одобрение со стороны учителя. Похвала родителей, учителя, признание одноклассников, безусловно, важны, но такая мотивация действует недолго. И, как только у ребёнка пропадает стимул, пропадает и интерес к учебе. Поэтому я ставлю перед собой задачу, сформировать у учащихся интерес к познанию. Дети, мотивированные на процесс обучения, получают удовольствие от приобретённых знаний. Существует много способов формирования мотивации к учению. Одним из способов, является организация исследовательской деятельности учащихся, которую я с удовольствием использую в своей работе.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся — это относительно самостоятельное  решение учениками исследовательских задач. Учитель направляет ученика в нужное русло, консультирует, подсказывает, но не решает за него вопросы и задачи, что является очень существенным фактором. Главное для учителя — увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах; для учащихся — переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, осмыслению, использованию на практике.

Работа над проектом предполагает определение проблемы, ее актуальности, гипотезы, сбор информации, постановку цели, определение задач, плана действий, исследование проблемы, представление результатов работы над проектом.

Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – сложная задача для учащегося. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели.

Актуальность проекта не может быть абстрактной для школьника. Ученик должен хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно. Ребята должны самостоятельно исследовать проблему, искать решение задач в соответствии с намеченным планом, собирать информацию в различных источниках, включая Интернет. Если ученики затрудняются с поиском информации, я рекомендую им список источников. Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время немаловажно.

Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания. В этот момент очень важно внимание со стороны учителя и я обязательно стимулирую работу учеников.

Результатом работы над проектом, как правило, является презентация продукта. Перед презентацией я провожу консультацию, на которой обсуждаю критерии оценивания работы. Одновременно с презентацией готовится выступление ученика или группы. По окончанию работы мы обсуждаем с детьми, что у них получилось, что не получилось и почему. Важным моментом является награждение, это стимулирует учащихся для дальнейшей работы. В нашей школе существует традиция: ребята, которые участвовали в школьной конференции, поощряются познавательной экскурсией. Часто после таких поездок рождаются новые проекты.

При использовании проектно-исследовательского метода у учащихся развиваются:

 - способность к преодолению стереотипов,
- поиск решения в условиях неопределённости,
- способность к выявлению проблем,
- способность сформулировать свою мысль,
- способность вникнуть в суть предложения товарища,
- способность аргументировано критиковать свои и чужие идеи.

В ходе исследовательской деятельности у учеников развивается мышление, наблюдательность и более успешно усваивается содержание материала по предмету.

Проектно-исследовательская деятельность дает большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний.

Работа над проектом требует много усилий и времени, поэтому, на мой взгляд, надо смело выставлять работу на несколько конференций. Публичные выступления перед различными аудиториями слушателей придадут учащемуся уверенность в себе, помогут повысить самооценку, а если работа получит достойную оценку, то ребёнок сможет пополнить и своё портфолио, что в дальнейшем даст дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

Я горжусь достижениями своих учеников:
- 2 место - исследовательская работа «Лента Мебиуса», 2011 год, научно-практическая конференция с международным участием для школьников 7-11 классов «Наука настоящего и будущего», ЛЭТИ;
- 1 место - исследование «Фракталы», 2012год, научно-практическая конференция с международным участием для школьников 7-11 классов «Наука настоящего и будущего», ЛЭТИ;
- 2 место - работа «Теорема Пифагора», 2013 год, конференция в рамках городского фестиваля «Ветер перемен», ГУАП;
- 3 место - исследование «Математика в архитектуре Кронштадта», 2015 год, Международная научно-инновационная конференция школьников «ОТКРОЙ В СЕБЕ УЧЕНОГО»;
Ребята стали победителями в номинации лучший социально-экологический проект «Балтийская переменка», 2015 год, эколого-просветительский проект "Просвещение молодежи в рамках работы МЦПВТ" - российско-финский проект, Детский экологический центр.

При этом ни одна из этих работ не была отмечена на районной конференции, что ещё раз подтверждает сказанное выше, не останавливайтесь на однократной презентации выполненного проекта, ищите, где ещё можно его представить. Мы с моими ребятами решили рассматривать районную конференцию, как репетицию перед главной презентацией нашего труда.

Если ученик сумел справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, сможет быстро адаптироваться в изменяющихся условиях.

Литература:
Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.