Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №13 (июнь 2015) » Проектная деятельность в ОУ

Н.Е. Невзорова. Проектная деятельность в начальной школе


Автор: Невзорова Надежда Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 35 лет, высшая квалификационная категория.

 

Проектная деятельность – это эффективное средство развития у учащихся способностей к самостоятельной творческой деятельности, обогащения новым опытом, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. Проект есть слияние теории и практики. Он включает в себя не только постановку определенной учебной задачи, но и практическое ее выполнение. Это самостоятельная творческая работа от идеи до ее воплощения выполненная под руководством учителя. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.

В 4 классе при работе над проектом по окружающему миру «Великие российские мореплаватели» ребята по группам выбрали темы: «Открытие Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева», «Исследователь Новой Земли – П.К. Пахтусов», «Экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского».

Дети определили цели каждой работы. Для осуществления целей и координации своих действий составили план по достижению результата творческого характера. Вместе с учащимися в работу включились родители. Началась ограниченная во времени поэтапная работа по составленному плану: сбор информации из необходимых словарей, энциклопедий, справочников, электронной информации. Завершающий этап работы над проектом – презентация, защита, которая способствует формированию метапредметных коммуникативных умений: организации взаимодействия в группе, умению прогнозировать последствия, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения. На этапе презентации в классе в присутствии родителей дети представили биографии знаменитых мореплавателей. Ребята постарались ответить на важные вопросы: что объединяло всех этих отважных людей? Какие черты характера каждого из мореплавателей помогли им достичь цели? Какие из этих качеств ученики хотели бы выработать в себе. Группы представили проложенные маршруты экспедиций, сведения о составе экспедиций, исследованиях проведенных экспедициями, были выполнены макеты кораблей экспедиций, арифметические задачи по деятельности экспедиций, кроссворды, написали стихи, использовали стихи других авторов, инсценировали отдельные этапы экспедиций.

Во 2-ом классе я, столкнулась с проблемой: дети не знают сказки и у них отсутствует интерес к чтению. Чтобы решить эту проблему был разработан проект «Что за прелесть эти сказки».

Цель проекта: создание своей сказки, как средства формирования культурной, грамотной, творческой личности, стать соавторами книги сказок музея «Сказкин дом».
Задачи:
- познакомить с русскими народными сказками и сказками народов мира сказками, их видами, структурой, сказочными приметами, моралью.
- формировать способности к организации деятельности по созданию сказки, умение решать творческие задачи, развивать память, речь, мышление средствами языка.
- прививать любовь к родному языку, традициям своего народа, развивать такие качества как доброта, правдивость, толерантность.

На этапе реализации проекта дети познакомились с теоретическими аспектами изучения сказок. Знакомство со сказками проходило на уроках литературного чтения.

Учащиеся 2-го класса изучали в течение учебного года русские народные, авторские сказки и сказки народов мира. Ребята познакомились со структурой сказки узнали виды сказок, сказочные приметы, пришли к выводу, что в сказках отражена мудрость народа, мечта о счастье. Они подобрали синонимы и антонимы к слову счастье, пословицы и поговорки о счастье. В рабочих тетрадях написали «Сочинение о сказочном человечке».
На уроках внеклассного чтения ученики продолжили знакомство со сказками Н. Носова, Г.Х. Андерсена, К. Чуковского.
Ребята завели читательские дневники, в которых записывают сказки, прочитанные ими дома, и обсуждают их с одноклассниками.
Во внеурочной деятельности, на занятиях по риторике, дети обсуждали поведение сказочных героев с точки зрения соблюдения этикета в общении, учились писать сочинения.

В практической части проекта ребята посещали библиотеки. В школьной библиотеке прошли уроки библиографии, в ЦДБ ребята участвовали в читательских конференциях, викторинах, ездили в Детскую Филармонию по абонементу 1 раз в месяц, смотрели музыкальные спектакли по сказкам, затем обсуждали спектакли и рисовали иллюстрации к ним. Неоднократно ездили в музей «Сказкин дом». В доме сказок все необычно, загадочно, интересно. Много интересного узнали дети, они сами попали в сказку. В итоге ребята захотели написать свою собственную сказку. Они долго выбирали темы, вид сказки, продумали сюжеты, действия сказочных героев, индивидуально и коллективно писали сказки. Очень трудно было подобрать нужное слово, составить предложение. Помогали книги, родители, одноклассники. И сказки получились. Затем мы решили создать электронную «Волшебную книгу сказок» 2-А класса. Долго трудились над дизайном книги, наконец, она получилась. Отправили книгу в музей «Сказкин дом». Там ее одобрили и приготовили ребятам подарки. Лучшие сказки будут опубликованы.

Работа над проектом сплотила классный коллектив. Ребята попробовали свои силы и убедились, в том, что, если упорно идти к своей цели, добьешься результата и разовьешь в себе лучшие качества. Вот что говорят сами ребята:

Даша Руденко: Работа над сказками научила меня трудолюбию, дружбе, я научилась подбирать иллюстрацию к сказке.Пролетова Ксения:Сказка научила меня доброте, любви к Родине, к матери. В процессе создания сказки я научилась правильно строить предложения.Сотникова Аня:Я научилась дружить, хорошо читать. У меня появилось больше фантазии.

В марте 2015 года данный проект стал победителем городской фестиваля исследовательских проектов учащихся начальной школы «Юные Ньютоны» в номинации «Самая творческая работа». Самостоятельная творческая деятельность учащихся по выполнению проектов способствует обогащению душ ребят такими нравственными понятиями, как любовь к Родине, долг, честь, порядочность, взаимопомощь, взаимовыручка; учит ориентироваться в системе знаний, перерабатывать информацию, доносить свою позицию до других, понимать другие позиции, договариваться с людьми, т.е. жить по-человечески.