СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Сотова Лариса Петровна, ГБОУ СОШ № 425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель физики, стаж работы 25 лет, высшая квалификационная категория.
|
Словосочетания «проектная деятельность», «работа над проектом», «создание проекта», «участие в проекте» сейчас в современном образовании звучат очень часто. А нужно ли это современным школьникам, или мы, взрослые, в очередной раз навязываем им свою точку зрения, пытаемся им внушить интерес к познанию мира? На протяжении последнего десятка лет я интересуюсь этим вопросом, пытаюсь найти на него ответ.
По роду своей педагогической деятельности нам приходится всё время общаться с детьми. Сначала это пятиклассники, позже, через пять-шесть лет, это уже взрослые юноши и девушки. И как важно, чтобы рядом с ребятами оказался педагог, которому интересно что-то создавать, творить, созидать, быть в вечном поиске. Не случайно, отдавая ребёнка в первый класс, родители, в первую очередь, интересуются личностью учителя, у которого будет учиться их сын или дочь.
У Александра Блока есть строки «И вечный бой! Покой нам только снится…». Задумав какую-то деятельность, учитель сначала, по моему глубокому убеждению, должен сам ответить на вопрос «А зачем ему это нужно? Для чего всё это делать?» Только ответив на вопросы, сформулировав цели и задачи будущего проекта, можно предлагать ученикам участвовать в проектной деятельности. При этом, описывая деятельность, учитель должен сам понимать, какой конечный результат (продукт) получится, детей обязательно надо заинтересовать, замотивировать на участие в проекте (это может быть выставленная оценка за работу, выдача грамот участникам, объявление победителя, ценный приз и т.п.) Безусловно, вся подобная деятельность требует дополнительного времени на подготовку, внеурочная деятельность по предмету - это вообще очень трудоёмкий процесс.
Например, проект «Тепловые двигатели будущего» был предложен восьмиклассникам, когда мы изучали по физике тему «Тепловые двигатели. Цикл Карно. КПД». Разобрав на уроке достоинства и недостатки тепловых двигателей, ребятам было предложено разделиться на пары (или мини группы по 3-4 человека). Каждая группа к определённому сроку придумывала свою тепловую машину, нужно было учесть экологическое топливо и максимальный КПД. На общей встрече ребята должны были выступить и рассказать о своей модели теплового двигателя. Все внимательно слушали выступления друг друга и задавали вопросы. Затем была организована выставка работ. В течение нескольких дней зрители выбирали лучшие работы, устроили голосование. Победили самые оригинальные идеи. Этим ребятам выпала честь рассказать о своих моделях на школьной конференции, а позже представить их и на районной конференции проектов.
Так как в школы поступили наборы ЛЕГО по робототехнике, то у ребят появилась мысль создать модели устройств на основе энергии тепла и ветра, поэтому наш проект продолжился, но в несколько другом аспекте.
Ещё одним условием успешной работы в проекте я считаю участие всех ребят коллектива. Естественно, не все хотят участвовать сразу. На первых порах некоторых ребят приходится убеждать в необходимости участвовать в проекте, однако когда они становятся старше, не участвовать в проекте становится среди учеников уже непопулярно.
Выступая с новой идеей-предложением, я стараюсь прививать учащимся любовь к своему Отечеству, узнавать историю своей страны. Так, например, в апреле 2015 года исполнилось 280 лет со Дня рождения талантливого изобретателя-самоучки Ивана Кулибина. Мы с детьми придумали проект, дали ему название «Юные Кулибины». В течение двух месяцев ребята мастерили, создавали из подручных материалов вымышленные и реальные модели транспортных средств. После защиты своих моделей, мы организовали в кабинете физики выставку, ребята-экскурсоводы рассказали о том, кто такой И. Кулибин, показали модели ученикам младших классов.
При изучении Солнечной системы ребята создают 3D модели. В этом году уникальность задания была в точной передаче цвета планет, которого можно было добиться, используя пластилин, нити, картон, цветные карандаши и т.д. В своей проектной деятельности учителю нельзя забывать о своих помощниках. Важно, чтобы родители учащихся были не сторонними наблюдателями, а смогли помочь своим детям, подсказать идею, дать дельные советы, т.е. стали бы союзниками педагога. Будь то создание дома с электрической проводкой или изготовление приборов своими руками или изучение особенности плавления льда или выращивать кристаллы. Да мало ли интересного вокруг? | |
Очень важно планировать свою деятельность, определять сроки реализации проекта. Для учащихся младшего школьного возраста сроки работы над проектом должны быть небольшими (1 урок,1 день,1 неделя). Станут старше - можно увеличивать сроки работы. Работа над проектом - это коллективная работа. Если научить их работать в парах, группах, в едином коллективе, то всю свою деятельность они будут выполнять сообща: где-то будет присутствовать соперничество, но с возрастом на первый план всё чаще будет выходить лозунг: «Победила дружба!». Чтобы развивать в ребятах желание учиться, их, безусловно, надо стимулировать для участия в предметных олимпиадах (например, ставить хорошую оценку за участие), интернет-олимпиадах, правильно организовать работу в классе. |
Я, например, начинаю учебный год с того, что мы распределяемся по группам. Это очень удобно:4 группы,4 направления деятельности,4 четверти. Количество человек в группе может быть разное от 3 до10, группы формируются только по желанию. Каждую четверть группы меняются поручениями (учёба, отдых, ГрИн, труд).
Вот список проектов и научно-исследовательских работ, выполненных и реализованных учащимися в разные годы:
1.Юные Кулибины.
2. Тепловые двигатели будущего.
3. Фонтаны. Прошлое и настоящее.
4. Дом с электрической проводкой.
5. Солнечная система.
6.Приборы своими руками.
7. Загадочное слово «Манометр»
8.Секреты гидростатики.
9. Твёрдые тела.
10.Особенности плавления .
11.Физика вокруг нас (технические достижения человечества).
12.Природные явления (подбор фотографий)
13.Маятники.
Основные этапы работы над проектом:
1. Организационно-установочный;
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
3. Обсуждение и планирование, организация работы учащихся;
4. Выделение подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта (для зрителей)
Я живу и работаю в Кронштадте 11 лет. За это время многие ученики окончили школу. Среди них есть ребята, которые, успешно сдав ЕГЭ, связали свою жизнь с физикой, получают технические специальности. Я думаю, что этот интерес к предмету проявился у них не случайно, а формировался и через участие в подобных проектах в том числе. Хочется надеяться, что в нашей стране всегда будут специалисты высокого уровня, у которых любовь к познанию мира была сформирована в школьные годы.