Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №13 (июнь 2015) » Проектная деятельность в ОУ

Л.П. Сотова. Школа будущего - школа проектов


Автор: Сотова Лариса Петровна, ГБОУ СОШ № 425 имени академика П. Л. Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель физики, стаж работы 25 лет, высшая квалификационная категория.

 

Словосочетания «проектная деятельность», «работа над проектом», «создание проекта», «участие в проекте» сейчас в современном образовании звучат очень часто. А нужно ли это современным школьникам, или мы, взрослые, в очередной раз навязываем им свою точку зрения, пытаемся им внушить интерес к познанию мира? На протяжении последнего десятка лет я интересуюсь этим вопросом, пытаюсь найти на него ответ.

По роду своей педагогической деятельности нам приходится всё время общаться с детьми. Сначала это пятиклассники, позже, через пять-шесть лет, это уже взрослые юноши и девушки. И как важно, чтобы рядом с ребятами оказался педагог, которому интересно что-то создавать, творить, созидать, быть в вечном поиске. Не случайно, отдавая ребёнка в первый класс, родители, в первую очередь, интересуются личностью учителя, у которого будет учиться их сын или дочь.

У Александра Блока есть строки «И вечный бой! Покой нам только снится…». Задумав какую-то деятельность, учитель сначала, по моему глубокому убеждению, должен сам ответить на вопрос «А зачем ему это нужно? Для чего всё это делать?» Только ответив на вопросы, сформулировав цели и задачи будущего проекта, можно предлагать ученикам участвовать в проектной деятельности. При этом, описывая деятельность, учитель должен сам понимать, какой конечный результат (продукт) получится, детей обязательно надо заинтересовать, замотивировать на участие в проекте (это может быть выставленная оценка за работу, выдача грамот участникам, объявление победителя, ценный приз и т.п.) Безусловно, вся подобная деятельность требует дополнительного времени на подготовку, внеурочная деятельность по предмету - это вообще очень трудоёмкий процесс.

Например, проект «Тепловые двигатели будущего» был предложен восьмиклассникам, когда мы изучали по физике тему «Тепловые двигатели. Цикл Карно. КПД». Разобрав на уроке достоинства и недостатки тепловых двигателей, ребятам было предложено разделиться на пары (или мини группы по 3-4 человека). Каждая группа к определённому сроку придумывала свою тепловую машину, нужно было учесть экологическое топливо и максимальный КПД. На общей встрече ребята должны были выступить и рассказать о своей модели теплового двигателя. Все внимательно слушали выступления друг друга и задавали вопросы. Затем была организована выставка работ. В течение нескольких дней зрители выбирали лучшие работы, устроили голосование. Победили самые оригинальные идеи. Этим ребятам выпала честь рассказать о своих моделях на школьной конференции, а позже представить их и на районной конференции проектов.

Так как в школы поступили наборы ЛЕГО по робототехнике, то у ребят появилась мысль создать модели устройств на основе энергии тепла и ветра, поэтому наш проект продолжился, но в несколько другом аспекте.

Ещё одним условием успешной работы в проекте я считаю участие всех ребят коллектива. Естественно, не все хотят участвовать сразу. На первых порах некоторых ребят приходится убеждать в необходимости участвовать в проекте, однако когда они становятся старше, не участвовать в проекте становится среди учеников уже непопулярно.

Выступая с новой идеей-предложением, я стараюсь прививать учащимся любовь к своему Отечеству, узнавать историю своей страны. Так, например, в апреле 2015 года исполнилось 280 лет со Дня рождения талантливого изобретателя-самоучки Ивана Кулибина. Мы с детьми придумали проект, дали ему название «Юные Кулибины». В течение двух месяцев ребята мастерили, создавали из подручных материалов вымышленные и реальные модели транспортных средств. После защиты своих моделей, мы организовали в кабинете физики выставку, ребята-экскурсоводы рассказали о том, кто такой И. Кулибин, показали модели ученикам младших классов.

При изучении Солнечной системы ребята создают 3D модели. В этом году уникальность задания была в точной передаче цвета планет, которого можно было добиться, используя пластилин, нити, картон, цветные карандаши и т.д. В своей проектной деятельности учителю нельзя забывать о своих помощниках. Важно, чтобы родители учащихся были не сторонними наблюдателями, а смогли помочь своим детям, подсказать идею, дать дельные советы, т.е. стали бы союзниками педагога. Будь то создание дома с электрической проводкой или изготовление приборов своими руками или изучение особенности плавления льда или выращивать кристаллы. Да мало ли интересного вокруг?

Очень важно планировать свою деятельность, определять сроки реализации проекта. Для учащихся младшего школьного возраста сроки работы над проектом должны быть небольшими (1 урок,1 день,1 неделя). Станут старше - можно увеличивать сроки работы. Работа над проектом - это коллективная работа. Если научить их работать в парах, группах, в едином коллективе, то всю свою деятельность они будут выполнять сообща: где-то будет присутствовать соперничество, но с возрастом на первый план всё чаще будет выходить лозунг: «Победила дружба!». Чтобы развивать в ребятах желание учиться, их, безусловно, надо стимулировать для участия в предметных олимпиадах (например, ставить хорошую оценку за участие), интернет-олимпиадах, правильно организовать работу в классе.

Я, например, начинаю учебный год с того, что мы распределяемся по группам. Это очень удобно:4 группы,4 направления деятельности,4 четверти. Количество человек в группе может быть разное от 3 до10, группы формируются только по желанию. Каждую четверть группы меняются поручениями (учёба, отдых, ГрИн, труд).

Вот список проектов и научно-исследовательских работ, выполненных и реализованных учащимися в разные годы:

1.Юные Кулибины.

2. Тепловые двигатели будущего.

3. Фонтаны. Прошлое и настоящее.

4. Дом с электрической проводкой.

5. Солнечная система.

6.Приборы своими руками.

7. Загадочное слово «Манометр»

8.Секреты гидростатики.

9. Твёрдые тела.

10.Особенности плавления .

11.Физика вокруг нас (технические достижения человечества).

12.Природные явления (подбор фотографий)

13.Маятники.

Основные этапы работы над проектом:

1. Организационно-установочный;

2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

3. Обсуждение и планирование, организация работы учащихся;

4. Выделение  подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

5. Работа над проектом;

6. Подведение итогов, оформление результатов;

7. Презентация проекта (для зрителей)

Я живу и работаю в Кронштадте 11 лет. За это время многие ученики окончили школу. Среди них есть ребята, которые, успешно сдав ЕГЭ, связали свою жизнь с физикой, получают технические специальности. Я думаю, что этот интерес к предмету проявился у них не случайно, а формировался и через участие в подобных проектах в том числе. Хочется надеяться, что в нашей стране всегда будут специалисты высокого уровня, у которых любовь к познанию мира была сформирована в школьные годы.


« Предыдущая статья