Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №10 -11(сентябрь-декабрь 2014) » О роли современного учителя в школе (по материалам публичных лекций конкурса КПД-2014 «Я – педагог»)

Н.Н. Тучина: «Я - учитель, а это значит: я одна во многих лицах»


Автор: Тучина Надежда Николаевна, учитель черчения ГБОУ СОШ №422, стаж работы 34 года, первая квалификационная категория.

 

Учитель! Когда-то в глубине веков, это слово вызывало трепет и благоговение. Учитель владел тем, что не знали другие. Некие сакральные знания принадлежали ему.

Как таинственен процесс обучения грамоте - из непонятных значков-букв складываются слова, предложения, тексты. И вот ты уже один на один с Робинзоном Крузо на необитаемом острове, вместе с Алисой пьешь чай у Шляпника. А разве не удивителен процесс обучения счету?! Смешные закорючки-цифры открывают перед нами дверь в огромный и сложный мир математики, путь в бесконечность. Учитель – волшебник! Вместе с ним ученик делал открытия, постигал тайны мирозданья: Земля – планета Солнечной системы! Солнце – звезда! Вселенная бесконечна! Алфавит придумали финикийцы! Каждое новое знание – это открытие! Каждое новое умение – чудо! Учитель – первооткрыватель! Я всегда что-то открываю! (впрочем, как и вы): книги, тетради, дверь, окно, файл, почту. Иногда я открываю в себе желания, самые необыкновенные мечты и новые мысли. Некоторыми из них мне сегодня хочется поделиться с вами!

Всякий учитель в достаточной степени социален: такова уж природа его профессии. Но каждый ли - яркая индивидуальность, творческая личность, вне который учебный процесс продуктивным быть не может? И что делает учителя ярким? А порой и неотразимым?

При подготовке к выступлению, мне в руки попала книга Ильина «Путь к ученику». Мне показались близкими идеи этого педагога. Учитель-новатор Евгений Николаевич Ильин указывает на неразрывную связь трех слагаемых учителя: Знаток-Артист-Врач.

«Почему именно знаток, - спросите вы, - а не «предметник» - понятие, издавна бытующее в педагогике?» Мне кажется, что знаток своего предмета - это не безликий транслятор и не самоуверенный громкоговоритель - выкладчик чужих знаний! Знаток - это личность: образованная, яркая, творческая, самобытная. Теперь уже не спорят: быть или не быть учителю артистом. Быть! Артистизм - это не прихоть, а важный элемент, без которого невозможно представить сегодняшний урок. Ведь как идут ребята в школу? Один с интересом пошел, а другой, как бы сказал Пушкин, «потек», повинуясь родительской воле. И оба сели за одну парту. Как их обоих заинтересовать? В связи с этим я вправе здесь сказать об особом, «художественном» поведении учителя. «Чтобы убедить, надо просиять», - говорили древние. Но учителю-артисту труднее, чем просто артисту, потому что никто: ни драматург, ни методист - не напишет для него роли. Актер заучил роль и повторяет ее многократно, а учителю в этом отказано: с готовыми, заученными фразами сегодня в класс не войдешь, каждый раз нужно обновляться. Для учителя-артиста блистательный урок - это не праздник, а будничная работа. Педагогика и театр должны соприкоснуться и вылиться в особый тип современного урока. Да, знание - сила! Но ведь нужны и просто физические силы, чтобы это знание состоялось. Усталость - это как затупившийся карандаш: бумагу царапает, а самих строчек-то нет. Ученик работает не меньше, чем мы, учителя. И если не отметкой, то словом, жестом, улыбкой, кивком головы поощрит его учитель-врач. Что еще, кроме добрых слов и внимания, дарит уроку учитель-врач? Теплоту своей руки. Руки иногда больше, чем глаза, выражают нашу душу (так считал великий скульптор Огюст Роден). Рука, как и слово, несет эмоциональное тепло. Дела вывод из сказанного об учительской личности, хочу резюмировать такой мыслью: ЗНАТОК дает слушателя, АРТИСТ - зрителя, а ВРАЧ - возможность быть и тем, и другим на каждом уроке и все 11 школьных лет.

Я - учитель, это мой статус, это моя профессия, это мой мир, моя работа, это моя конфессия (религия)!
Я - учитель, а это значит – будущее мира в моих руках;
Я – учитель, а это значит, я открываю в себе таланты;
Я - учитель, а это значит, я как Янус многолика;
Я - учитель, а это значит: я одна во многих лицах;
Быть учителем - это сложно, это трудно до самоотречения!
Я - учитель? Да, я учитель! И в этом не может быть сомнения!


Следующая статья »