Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №10 -11(сентябрь-декабрь 2014) » О роли современного учителя в школе (по материалам публичных лекций конкурса КПД-2014 «Я – педагог»)

И.П. Найденова. Не навреди, подумай о будущем каждого ученика!


Автор: Найденова Ирина Павловна ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель мировой художественной культуры, стаж работы, высшая квалификационная категория.

 

По образованию я не педагог. В школу пришла случайно, а окунувшись в школьную жизнь, поняла, что сложнее профессии, чем «педагог» в мире нет. И лучше не встречала!

В русском языке есть несколько слов, обозначающих профессию обучающего: учитель, педагог, преподаватель, пестун. Каждое слово несёт свой оттенок значения, а вместе они обозначают профессию педагог.

Пестун (древнеславянское слово) – обозначает того, кто пестует, т.е. нянчит, заботливо выращивает, воспитывает.

Преподаватель – передаёт знания.

Воспитатель – от слов «восходить», «питать».

Учитель - слово с самым древним праславянским корнем «учити», «упражняться» - преподаёт в школе.

Выращивать, воспитывать, передавать знания, упражняться – это всё входит в профессию «педагог». Всё это объединив, мы берём за руку ребёнка и ведём в школу. «Ведущий за руку» – педагог. Ведь так называли в Древней Греции рабов, отводящих мальчиков в школу. Не кажется ли вам очень интересным, почему нашу профессию назвали именно так? Кто этот умник, эта личность, по чьей воле профессия школьного учителя стала называться педагогом? Название отразило суть профессии: рабство каждодневной работы. И я попала в это своеобразное рабство, очень трудное и захватывающее.

Я не получила красивых напутственных слов в профессию, я говорю их себе сама: «Не навреди!». Эти слова относят клятве врачей, а в клятве нет буквально этих слов, они выражают суть врачебной этики, это гарантия непричинения вреда.

NON NOCERE! Не навреди!

Чем может навредить педагог?

1. Невежеством. Знай хорошо свой предмет. Педагогу может не хватать профессиональных знаний неправильно научит решать задачки, это подведёт на ЕГЭ.

2. Своей необъективной оценкой – развить комплекс неполноценности, обидеть. Насколько же многолики эти обиды…

3. Не погаси огонёк интереса. Неинтересно преподаёшь – и ребёнок перестаёт учиться, у него пропадает интерес, а интерес – это основа воспитания и образования. Если у ребёнка нет интереса – научить уже невозможно.

4. Грубостью – кричит, обижает – ученик будет бояться: молчать или будет протестовать (хамить).

5. Насмешкой.. А если уж оскорбитНаделит скорбью, как считали наши предки.

6. Учит всех одинаково ребёнка, в одном темпе, с одинаковыми заданиями.Если всех учить одинаково, то кому-то не догнать, кто отстал, не понял и наоборот. Страдают все.

7. Адаптивным обучением – если педагог не учит добывать знания, а учит пользоваться уже готовой информацией. Это вред для ребёнка, который не провоцируется на деятельность, которого  не провоцируют на развитие.

Адаптация – это способность пользоваться тем, что уже есть. Система образования сразу его перегружает сложным. Этим вызывается запредельное торможение, ребёнок отчуждается от предмета. Ребёнок не провоцируется на деятельность.

8. Личной неприязнью. Есть такой механизм: если педагог ребёнку не нравится, ребёнок не способен усвоить информацию от этого человека.

Мы постигаем профессию педагога эмпирическим путём. Выстраиваем правила для себя в соответствии со своими этическими нормами, профессиональными знаниями, опытом. Но эти правила написаны и в официальных документах, в профессиональном стандарте педагога, принятом в 2013 году. Небольшая книжечка, 20 страниц, 4 раздела. Всё уже написано, регламентировано, очерчено. Это стандарт! Если я переведу объяснение своего кредо «не навреди» на  научный язык, то получится: «Учитель должен обладать профессиональными знаниями, уметь интересно преподавать, знать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, обладать коммуникативной культурой, соблюдать дифференциальный и личностно-ориентированный подход. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики для него также обязательно. Иметь психическое здоровье и коммуникативную культуру (часть 3).

А что говорит нам классика по поводу учительского кредо  «не навреди»? Классика на то и классика, она, как известно, образец!

Симон Соловейчик, талантливый педагог, блестящий публицист, основатель газеты «1 сентября» отсылает нас к  Пушкину, к мудрым 6 строчкам:

П.П. Вяземскому

Душа моя Павел

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то

Не делай того-то.

Кажись, это ясно.

Прощай, мой прекрасный.

Душа моя Павел - люби ребёнка, умей выразить свою любовь в ласковом слове и интонации;

Павел, князю Вяземскому – обращайся с ребёнком как со взрослым, дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие.

Держись -  не назидание, а дружеское держись. Взрослый направляет, а действует ребёнок сам.

Люби то-то  - люби! Всё воспитание держится на слове «люби»! Где любовь, там благодарность, там доверие, там все лучшие человеческие чувства – люби!

Не делай того-то  - сказано категорично и без объяснении Не делай и люби – двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твёрдая не делай , а верхней границы нет, она бесконечна – люби!

И словно кольцо замыкается – Прощай, мой прекрасный! Внушайте ребёнку, что он прекрасен в глазах взрослого. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный» заключено всё искусство воспитания детей.  

Школа – это организм, сложный, работают в ней педагоги, люди особенные. Не навреди, подумай о будущем каждого ученика!