Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Кронштадтская школьная лига Выпуск №10 -11(сентябрь-декабрь 2014) » О роли современного учителя в школе (по материалам публичных лекций конкурса КПД-2014 «Я – педагог»)

И.В. Вдовиченко. Разные возможности - равные права


Автор: Вдовиченко Ирина Николаевна, учитель начальных классов ГБСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, общеобразовательная школа № 676 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория.

 

Особенно быстро пролетают в человеческой жизни молодые годы. Ещё совсем недавно, сидя за школьной партой, я заворожено и с любовью смотрела на свою первую учительницу Потапчук Людмилу Ильиничну и вот уже позади школа, педагогическое училище, распределение и средняя школа № 30 г. Черновцы в Украине, 1 класс - 30 учеников. И вот уже в моей руке теплые детские ладошки. 30 доверчивых глаз с удивлением и робостью смотрят на меня, как и я когда-то смотрела на своего педагога, открывшего мне дверь в мир знаний и открытий.

Как начать работу? Ведь учение – это повседневный труд, он требует от ребёнка умственных усилий, напряженной воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя, запоминать сказанное, последовательно и ясно излагать свои мысли. А это – ох, как непросто. Как зажечь искорку знаний в каждом ребёнке?

Мне вспомнились слова великих людей:

«Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать то, что делал вчера» - писал Василий Александрович Сухомлинский,

«Игра – это жизненная лаборатория детства» - говорил Станислав Теофилович Шацкий,

«Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» - утверждал А.М.Горький.   

Эти слова заставили меня задуматься тогда, не дают покоя и сейчас. Пройденный путь был долгим и не всегда лёгким. Именно любовь к своей работе, к ученикам, желание помочь детям привёл меня в школу, которая отличается от всех обычных школ тем, что в неё приходят учиться дети со своими особенностями.

Будучи студенткой, я прочитала в книге А.В. Сухомлинского «Сто советов учителю», в которой он писал: «Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни, — с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь ребенка, его здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье».

Теперь я хочу сказать, что 10-летний опыт работы в коррекционной школе позволяет отметить, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) более других нуждаются в адаптации к окружающей среде; в разрушении барьеров между ними и миром, возникающих из-за особенностей их физического и умственного развития. А учитель в такой школе не просто учитель, а скорее помощник, чуткий добрый друг не только ученику, но и его родителям, тем, кто волею судьбы шагает по дороге познания, преодолевая недуги, непонимание и иногда отчаянье. Поэтому моя главная задача, ежедневно входя в класс, понимать, принимать моих учеников такими, какие они есть.

Теперь я уверена: «Когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется». В результате своей педагогической деятельности я вывелась формула, которая легко укладывается в три «Н» тесно связанные так, что порой невозможно определить, где кончается одно и начинается другое:

-нельзя быть равнодушным;

-надо любить детей и весь окружающий мир;

-надо непрерывно учиться.

Отсюда сложились принципы моей работы:

-принцип сотрудничества;

-принцип сотворчества;

-принцип личного примера;

-принцип самоанализа.

Ежедневно, готовясь к урокам, я думаю, как сделать процесс обучения интересным, живым, ярким, чтобы прошедший день добавлял крупицу знаний каждому моему ученику. Как, порою, трудно создавать новый учебный проект, и всё это для них, моих удивительных малышей. Многолетняя практика убедила меня в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Шалвы Александровича Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно путем внедрения в свою практику современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально-активной личности. Для этого отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся, решения творческих задач и навыков поиска информации. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ, при этом учитываю особенности обучающихся и принципы коррекционной работы. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности современного урока и проводимых внеурочных и общешкольных мероприятий. В своей работе я широко распространяю личностно-ориентированные педагогические технологии. В прошлое уходит практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Эффективной формой организации обучения, я считаю, является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. О полноценном учебном сотрудничестве нельзя говорить до тех пор, пока ребёнок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе вовлекать взрослого (или сверстника) в сотрудничество. Для этого на своих уроках я использую индивидуальные и групповые формы работы. Работая в группе сверстников, ребенок учится свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, она даёт каждому ребёнку возможность утвердиться в себе. Подготовку к групповой работе я начинаю практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делаю это с большой осторожностью, чтобы не нарушить внутренний мир ребёнка. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. Организовывая групповую работу, я всегда помню о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Самое главное здесь - превращать ребенка в равноправного участника познавательного процесса, в котором я – учитель, являюсь партнёром и нахожусь рядом, помогаю, поддерживаю, терпеливо разъясняю и постоянно одобряю даже малейший успех.

Кроме того, в своей работе я использую методики и технологии, адаптированные возрастным особенностям детей с ОВЗ. В своей педагогической деятельности активно использую данную технологию, так как приходится работать одновременно с учащимися с разными уровнями особенностей мыслительной деятельности и мышления. Как писал Лев Семёнович Выготский, «...то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». «Зона ближайшего развития» по Выготскому - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей. Одним из видов этого метода является технология проектного обучения, который я использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята учатся ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни – презентовать результат своей работы.

В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности предоставляется во внеурочной деятельности и изучении курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, краеведения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь, что особенно важно для детей с ОВЗ. Маленький человек учится видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, возможность участвовать в общественной, производственной, творческой жизни школы, города, страны, получить достойное образование, квалифицированную работу, вести полноценную и насыщенную жизнь. Работая с коррекционными детьми, очень остро понимаешь, что наш город для многих из них станет тем миром, где пройдет вся жизнь. Только единицы уедут, а большинству надо найти все, что важно в жизни человека именно здесь.

Я понимаю, что успех коррекционной работы будет эффективен только при сотрудничестве с родителями и специалистами службы сопровождения ОУ. Я как учитель начальных классов начинаю свою работу со знакомства с родителями. Я стараюсь установить с ними доброжелательные и партнёрские отношения. Стараюсь дать понять, что их ребёнок может стать успешным, что вместе мы сможем решать большие и маленькие проблемы, преодолевать трудности в учёбе, общении, творчестве. Поэтому родители моих учеников - мои союзники, помощники и мои взрослые ученики, которых я тоже учу, и сама учусь у них.

Мне хочется, чтобы ученики моего класса шли в школу с желанием. Знали, что их здесь ждут и любят. Школа - это их второй дом. И здесь им должно быть уютно, легко, комфортно и удобно. Очень приятно, когда мои, пока ещё маленькие ученики, забыв, что я учитель, доверяют мне свои самые сокровенные желания и мечты. А для этого нужно приложить немало сил и труда. И самая главная награда для меня, учителя уже с достаточно большим стажем, благодарные взгляды моих учеников и их родителей.

Я люблю свою работу и горжусь ею. Не жалею о том, что выбрала профессию учителя. Потому что это самая удивительная, замечательная, лучшая профессия. Уже почти 30 лет я работаю в школе и за это время я научила читать, писать, считать, помогла адаптироваться и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью более 150 ребят, которые успешно устроились в жизни и уже приводят ко мне учиться своих детей. Я считаю профессию учителя самой благородной, нужной и полезной!