Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №12 (март 2015) » Методическая разработка учебного занятия «Вспомним всех поимённо…»

О.А. Апполонова. Сценарий непосредственно образовательной деятельности «Дорогами войны» с детьми подготовительной группы


Автор: Апполонова Ольга Александровна, ГБОУ детский сад №1 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 1,5 года.

 

Цель: нравственно-патриотическое воспитание, формирование гражданских чувств.

Программное содержание: Познакомить детей с некоторыми моментами истории России и родного города Кронштадта, связанными с защитой Родины  в годы Великой Отечественной войны.

Образовательные задачи:

 - Повышать интерес к изучению истории; 
 - Расширить представления детей о героическом прошлом народа;
 - Формировать умение отгадывать ребусы, рассказывать с помощью мнемотаблицы;
 - Упражнять в делении слов на слоги, складывании танграмма;
 - Обогащение словарного запаса;
 - Совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание.

Развивающие задачи:

Упражнять в умении концентрировать внимание;
- Развивать зрительно-моторную координацию;
- Развивать познавательные процессы: восприятие, слуховое и зрительное внимание, мышление;
- Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Способствовать развитию интегративных качеств: активности, коммуникативности, способности решать интеллектуальные задачи;
- Развивать речь, умение пользоваться речью-объяснением, речью- доказательством и диалогической речью.

Воспитательные задачи:

 - Воспитывать дух патриотизма, гордость  к событиям времён Великой Отечественной Войны;
- Воспитывать уважение к старшему поколению в семьях учащихся;
- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны;
- Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей, умение выслушивать их до конца, спокойно высказывать свою точку зрения.

Предварительная работа:

 - Проведение бесед в группе «Девушки – партизанки», «Дети Войны», «Великие Битвы», «Блокада Ленинграда», «Кронштадт – город Воинской славы»;
- Подготовка папок передвижек для родителей «Как детям рассказать о войне», «Книги для детей о Великой Отечественной Войне»;
- Прослушивание аудиозаписей стихов и песен о ВОВ, разучивание стихотворений о Дне Победы;

Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, карта, ребус, картинка машины из счетных палочек, 6 звезд.

Раздаточный материал: Танграм по количеству участников занятия; счетные палочки по количеству участников занятия.

Ход занятия:
На экране слайд:

 

В группе звучит песня «Священная война» музыка А. Александрова слова, В. Лебедева – Кумача.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит непростое, серьезное путешествие по нашему городу. Мы с вами попробуем пройти дорогами войны, будем выполнять задания. За каждое выполненное задание вы получаете звезду с нашей карты.

Воспитатель:Теплым, солнечным утром лета 22 июня  1941 года в четыре часа началась Великая Отечественная война. На нашу Родину неожиданно напали фашисты. Фашисты нарушили  границы нашей страны около города-крепости Бреста. Фашисты хотели завоевать всю Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Все богатства хотели вывести Германию. А людей уничтожить или  выселить, в специальные поселения за колючей проволокой. Все города Советского Союза встали на защиту Родины от врага! Наш город не остался в стороне. И сейчас мы с вами совершим прогулку по памятным местам Кронштадта!

На экране слайд:


Воспитатель: Начнем наше путешествие от Памятника Малой дороге жизни. Трудно переоценить значение Малой дороги жизни для Ленинграда и Кронштадта в годы Великой Отечественной войны — укромный, неверный, таящий опасности путь стал нитью надежды для осаждаемого, обескровленного Ленинграда. По маршрутам Малой дороги жизни перевозились продовольствие для поддержки блокадного Ленинграда, военная амуниция, а так же техника. По Малой дороге жизни были перевезены сотни тысяч бойцов. Переброска войск и техники в Ораниенбаум внешне выглядела не так эффектно, как многие другие операции Балтийского флота. Перевозка есть перевозка - это не бой, не сражение, тем не менее, это был подвиг, который дал возможность нанести сокрушительный удар врагу.

Продукты и людей перевозила специальная машина Полуторка. Эти машины легко приспособили к работе в зимних условиях, они имели недостаточную проходимость, были очень легкими в ремонте и обслуживании. Давайте теперь с помощью счетных палочек сложим такую машину у себя на столе. (Дети из счетных палочек собирают машину).

На экране слайд

Воспитатель: Молодцы, вот наша первая звезда, прикрепите ее на нашу карту.

Воспитатель: Ребята, вижу у вас получились прекрасные машины. За каждое выполненное задание вы получаете звезду с нашей карты.

На экране слайд

Воспитатель: Следующим пунктом на нашей карте становится Госпиталь. Дети, а вы знаете, что такое Госпиталь? (выслушивает мнение детей).

Воспитатель: В Кронштадтский военный Госпиталь с первых же дней войны стали поступать раненые. Их доставляли с фронта который быстро приближался. Территория госпиталя непрерывно подвергалась и авианалетам, и обстрелам, и пришлось переводить раненых в другие помещения, в разных частях города. Только когда артиллеристы научились молниеносно глушить вражеские батареи, некоторые части главного здания госпиталя стали вновь использоваться для лечебных целей. А сейчас я предлагаю вам выложить слово ГОСПИТАЛЬ цветными фишками. (Дети выполняют звуко-буквенный анализ). Напоминаю, что синим выкладывается согласный твердый звук, зеленым – согласный мягкий, а красным – гласный. В слове ГОСПИТАЛЬ ударение падает на гласную О. Разделим слово на слоги: ГОСПИТАЛЬ. В слове ГОСПИТАЛЬ три гласные буквы О, И и А, поэтому три слога.

Воспитатель: Молодцы, вот наша вторая звезда, прикрепите ее на нашу карту.

На экране слайд

Воспитатель: Следующая наша точка на карте это «Кронштадтский Морской завод». Он весьма интересен с исторической точки зрения. Большое количество замечательных людей работало над его образованием и его развитием. Множество судов было отремонтировано в заводских доках, выпущено множество различных кораблей. В Великую Отечественную войну завод продолжал свою работу. Тогда здесь переоборудовали и вооружали вспомогательные суда, ремонтировали корабли и подводные лодки, поврежденные в боях, производили детали оружия, мины для фронта. А я вам предложу собрать с помощью Танграма завод.

На экране слайд

За выполненное задание вы получаете третью звезду с нашей карты.

Воспитатель: Мы много занимались, нам пора отдохнуть.

Физкультминутка «На параде» Под музыку дети выполняют движения согласно стихотворению:

Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом, (маршируют)

Левой – раз, правой – раз, посмотрите все на нас! (поднимают ноги)

Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!  (хлопают)

Застучали наши ножки – громче и быстрей! (топают)

По коленочкам ударим – тише, тише, тише, (стучат по коленям)

Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше, (поднимают руки)

Завертелись наши ручки, снова опустились, (опускают руки)

Мы на месте покружились и остановились, (кружатся и остановились)

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, (топают и хлопают)

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик, (мигают глазами, жмут плечами)

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя, (вращаются )

Раз – присели, два – привстали, (приседают)

Руки кверху все подняли,  (руки поднимают)

Сели – встали, сели – встали,  (сели и встали, повтор)

Ванькой - встанькой словно стали, (качаются)

Руки к телу все прижали и подскоки делать стали, (подпрыгивают)

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч, (прыгают)

Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад, (строятся в ряд)

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора, (хлопки руками)

(Садятся на свои места)

Воспитатель: Немного отдохнули и продолжим наш путь. Следующую точку на карте вы отгадаете сами.

На экране слайд №7

В слове «Якорь», меняем пятую букву на букву Н, у слова «Заяц» убираем первую и последнюю буквы и получаем слово «Якорная». К звуку П добавляем лошадь, не забыв поменять звук Щ на Ш. И получилось слово «ПЛОЩАДЬ». А все вместе? Якорная площадь!

На экране слайд

Воспитатель: Теперь мы с вами отправимся на Якорную площадь.

На Якорной площади открыта Стена Славы в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны - 24 мемориальных доски. За выполненное задание вы получаете четвертую звезду с нашей карты.

Воспитатель: Следующая точка нашего маршрута

На экране слайд


Морской Собор Николая Чудотворца. Самый большой храм на острове Котлин. Возводили его по проекту архитектора В.А. Косякова на пожертвования моряков, чиновников, купцов и членов императорской семьи. В начале Великой Отечественной войны на вершине купола Морского собора был оборудован и до снятия Ленинградской блокады действовал наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В собор попало несколько немецких снарядов.

На экране слайд

Воспитатель: Покажу вам мнемотаблицу. А вы, пожалуйста, расскажите о Морском соборе. (рассказы детей).

Воспитатель: Молодцы, вот наша пятая звезда, прикрепите ее на нашу карту.

Воспитатель: Нам осталась последняя точка маршрута, посвященная маленькой неказистой рыбке колюшке, на которую в наши дни не позарится рыбаки, так как промыслового значения она не имеет и считается сорной рыбой.

Чем же заслужила колюшка такую честь? В годы блокады жители спасались от голодной смерти, вылавливая в каналах и Финском заливе колюшку. Ловили колюшку сачками, так как рыбешка длиной всего в четыре сантиметра с легкостью проскакивала сквозь любые сети. Вся остальная рыба в округе была поймана и съедена, не говоря уже о других припасах, и люди готовили из этих маленьких рыбешек настоящие блокадные «деликатесы»: котлеты из колюшки обжаривали на рыбьем жире, полученном из колюшки, из нее же варили уху с добавлением рыбной муки. Многие блокадники обязаны жизнью колючей рыбке.

Воспитатель: Дети, подскажите, пожалуйста, сколько лет шла война? На этот вопрос вам поможет найти ответ вот этот пример:

На экране слайд


Воспитатель: Правильно, ответ - 4. И за этот ответ вы тоже получаете звезду. Теперь у вас есть все звездочки. Составьте, пожалуйста, из них слово. (Победа)

9 мая 1945 года прошел Парад победы в Москве на Красной площади. Вечером прогремел салют.

- О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Мы должны помнить о войне, о мужестве и героизме прошедших её дорогой. Каждый гражданин нашей страны должен знать историю своего Отечества, уважать прошлое наших предков и гордиться его успехами.Звучит песня «День Победы в исполнении Лева Лещенко. (Автор слов: В.Харитонов, композитор: Д.Тухманов).

« Предыдущая статья