Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №9 (июнь 2014) » Проблемы воспитания толерантности у дошкольников

М.Г. Жильцова. Из опыта работы по воспитанию толерантности у дошкольников коррекционной группы


Автор: Жильцова Марина Георгиевна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга; воспитатель; стаж работы 31 год; высшая квалификационная категория.



Воспитание толерантности, как одной из значимых черт личности - одна их главных задач современности. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, во многом оно зависит от исторического опыта народов. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» имеют сходное значение. Толерантность предполагает готовность принять других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, т.е. понимание естественности и неизбежности различий между людьми и готовность уважать эти различия. Я считаю, что основой толерантности является терпение (выдержка, самообладание, самоконтроль). Терпение необходимо и в общении, и в труде. Терпение предполагает умение владеть собой в различных ситуациях. Воспитание терпения является непременным условием для формирования воли и характера. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности у детей. Ребенка начинают интересовать взаимоотношения людей, их социальные позиции. Ответственность за внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, я считаю, на людях, занимающихся воспитанием и образованием ребенка, т.е. на педагогах. Взрослый (педагог, родитель) воспринимается детьми как образец для подражания, поэтому на него возлагается огромная ответственность. Важно, чтобы они личным примером показывали толерантное отношение к окружающим. В нашем образовательном учреждении успешно создаются и соблюдаются условия воспитания толерантности у дошкольников. Мы уделяем большое внимание:
• Созданию единого толерантного пространства учреждения, группы;
• Формированию толерантной позиции педагогов;
• Развитию навыков коммуникативной толерантности педагогов, родителей воспитанников;
•Организации просвещения педагогов, родителей воспитанников с целью повышения уровня информированности по проблемам толерантности.
Мы прививаем своим воспитанникам чувство ответственности за свои слова и поступки. Практика работы с детьми, родителями и педагогами убеждает, что воспитание толерантности - единственный способ снизить, сгладить существующие непримиримые межэтнические, межнациональные, расовые и др. противоречия. Пребывание в ДОУ детей с проблемами развития, разных национальностей, разных культур накладывает на педагогический коллектив учреждения дополнительные обязательства. В школе-детском саду №662 работают коррекционные группы различной направленности (логопедические, для детей с задержкой психического развития, для слабовидящих детей). С детьми коррекционных групп занимаются психологи, музыкальные руководители, логопеды, учителя-дефектологи, тифлопедагоги, воспитатели. У таких детей часто возникают проблемы социальной адаптации, которые, с одной стороны, обусловлены особенностями развития, трудностями в общении с детьми и взрослыми, с другой - нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. Однако от того, как успешно будут развиваться отношения ребенка с взрослыми, с детьми группы, зависят его взаимоотношения и культура поведения в окружающем мире по мере взросления. Организуя работу по этому направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольника виды деятельности: игровую, художественно-продуктивную. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Игра выполняет несколько функций: развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую. Игра, как естественная форма жизнедеятельности ребенка-дошкольника, и игровые упражнения, предлагаемые взрослым, направлены на:
• Развитие эмоционально-личностной сферы: «Мое настроение», «Грустный - веселый»;
• Регулирование своего поведения: «Оцени поступок», «Добрый человек»;
• Развитие умения понимать настроение окружающих: «Как поступить (помочь или пройти мимо?)»;
• Развитие чувства близости с детьми группы: «Позови ласково», «Пожелания»;
• Развитие умений невербального общения: «Любимый сказочный персонаж», «Я - волшебник»;
• Воспитание доброжелательных отношений: «Добрые дела», «Сюрприз»;
• Воспитание уважения к людям различных национальностей : «Вместе - дружная семья, вместе - дружная страна», «Хоровод друзей»;
• Обсуждение и обыгрывание ситуаций по применению навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах;
• Создание ситуаций морального выбора;
• Беседы социально-нравственного содержания. Использование в работе игровых технологий помогает знакомить детей с образом жизни русского народа, закреплению знаний об обрядах, традициях, народных играх как в НОД, так и в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности.
Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Происходит накопление ребенком позитивного опыта межличностного общения. При подборе средств и методов воспитания толерантности в коррекционной группе обязательно учитываю уровень умственного развития ребенка, его возрастные, интеллектуальные, индивидуальные особенности развития.
Особого внимания требуют дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений:
• Дети с асоциальным поведением (агрессивность, грубость);
•Дети, имеющие разного рода неблагополучия личного плана: повышенная тревожность, депрессивность, заниженная самооценка, застенчивость.
Учет этих особенностей позволяет раскрывать и активизировать способности детей, достигать взаимопонимания, воспитывать нравственные качества, способность к сопереживанию. В результате происходит коррекция нарушений поведения разной степени. Применение технологии коммуникативного (диалогового) обучения, здоровьесберегающих технологий, технологии проблемного обучения, технологии информационного обучения (в основном в НОД), игровых технологий позволяют решать большое количество задач при формировании толерантности у детей. Опыт работы с детьми показывает, что использование художественной литературы в целях воспитания толерантности требует усиленной словарной работы, поскольку понимание идеи художественного произведения во многом зависит от речевого развития ребенка. Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде того или иного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям требует и «Программа воспитания и обучения в детском саду» «От рождения до школы». Одной из образовательных задач является речевое развитие ребенка: владение речью как средством общения, знакомство с художественной, в т.ч. детской литературой. Наряду с русскими авторами я рекомендую знакомить детей с произведениями таких писателей как С.Капутикян, М.Джалиль, Л.Квитко, Я.Дагутите, К.Тангыкулиева, К.Мурзалиева; использовать сказки, потешки, пословицы, стихотворения других народов и зарубежных авторов. Важно, чтобы вновь приобретаемые знания и впечатления опирались на жизненный опыт ребенка. Формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Комментирование поступков литературных героев-сверстников обогащает опыт дошкольников, активизирует их эмоционально-оценочное отношение окружающих. В своей работе по воспитанию и формированию толерантности придерживаюсь следующих направлений:
• Знакомлю детей с основными документами по защите прав человека (в доступной для их возраста форме);
• Закладываю духовно-нравственные представления, формирующие внутренний мир ребенка;
• Развиваю уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков);
• Разъясняю принятые в обществе нормы и правила поведения;
• Приобщаю ребенка к основам культуры, знакомлю с народным наследием;
• Воспитываю как гражданско-патриотические чувства, так и чувства принадлежности к мировому сообществу, семейные ценности.
Стремлюсь в своей работе с детьми к тому, чтобы в каждодневных делах и поступках ребенок проявлял себя толерантно и чувствовал себя полноценным свободным человеком. «Толерантность отражается в стремлении личности достичь взаимного понимания и согласования самых разных мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные и коммуникативные возможности - диалог, разъяснение, сотрудничество». Главными путями реализации этих задач являются игровые занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые с детьми. Работа по воспитанию толерантности у детей моей группы была отмечена следующими наградами: - «Диплом коллективу обучающихся за 2 место в районной выставке-конкурсе детского художественного творчества «Шире круг» (2013 г.) по Программе правительства СПб «Толерантность»; - «Диплом за 2 место в конкурсе литературно-поэтического творчества в номинации «Любимый город» (2013 г.); - «Диплом победителя выставки декоративно-прикладного, художественного и технического творчества «XXII фестиваль творчества юных «Мы из Кронштадта»(2014 г.); - «Диплом за 2место в конкурсе чтецов, посвященном 310-летию Кронштадта» в номинации «Мы из Кронштадта» (2014 г.)
Литература:
1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2004 г.] / [сост. Н.Н. Мазняк, В.К. Кузнецова, И.Б. Белая] – СПб, 2005.
2. Боголюбова М.И. « Интернациональное воспитание дошкольников»/ М.: Просвещение ,1988.
3. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. / М.: Школьная Пресса, 2010.
4. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - №7.
5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». /М: АРКТИ, 2003.
6. Евдокимова Е.С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры. / Волгоград, 1999.
7. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. Дошкольное воспитание. – 2003, - №11. 8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой//М: Мозаика-синтез, 2011.

Следующая статья »