СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Кульбацкая Светлана Юрьевна, ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.
| ![]() |
В настоящее время школа для ребёнка – это не просто учреждение образования, где он получает набор конкретных знаний по различным предметам, школа – это место, где он овладевает разнообразными социальными ролями, готовя себя для взрослой самостоятельной жизни. Успех ученика в будущем будет напрямую зависеть от того, как он прошёл процесс воспитания и социализации в школе, какие универсальные учебные действия он сумел приобрести.
Современное общество делает ставку на «мобильного» человека, способного много учиться, самостоятельно добывать информацию, неоднократно переучиваться, обладающего умением видеть и предвидеть конечный результат, а также творчески разрешать возникающие проблемы. Всему этому сможет научить только педагог, который способен организовать и поддержать самоопределение детей, то есть, педагог с позицией воспитателя. Но воспитание в школе - это не мероприятия ради галочки или отписки. Воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, а конечным результатом должно стать обретение учащимися единой системы духовных ценностей человечества. При этом воспитание не может быть только сведено к какому-то одностороннему виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной и внеучебной деятельности.
С этой целью в базисном учебном плане начального общего образования говорится о том, что внеурочная деятельность является составной частью всего образовательного процесса в школе, а время, которое приходится на внеурочную работу, должно использоваться по интересам и желанию самих учащихся, но уже в иных формах, отличных от урочной системы обучения. Для организации внеурочной деятельности в школе используются различные формы: творческие группы и секции, экскурсии и обмен мнений, конференции и диспуты, создаются школьные научные проектные группы и сообщества, проводятся олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования. Введение внеурочной деятельности в школы должно решить задачи воспитания и социализации учащихся.
Задача школы – поддержать ребёнка, развить его природные способности и подготовить почву для того, чтобы его таланты были воплощены в жизнь. Важной фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остаётся классный руководитель, так как именно он соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса. На плечи классного руководителя - учителя начальных классов ложится огромная ответственность и большая часть работы по организации и претворению в жизнь внеурочной деятельности младших школьников.
Когда учитель начальных классов набирает первый класс, то самая первая задача, которая стоит перед ним - это сформировать коллектив класса, способный взаимодействовать, соглашаясь друг с другом, но, при этом, необходимо не забывать про индивидуальность каждого ребёнка. Согласованность в действиях каждого ученика и сотрудничество должно привести к стремлению постоянно находиться в режиме диалога, к формированию классного коллектива. Через умение договариваться, через сотрудничество строится вся деятельность в начальной школе. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что для первоклассников всё впервые: школа, учитель, одноклассники, их новая роль. Поэтому в первом классе в работе учитель выступает в роли наставника – тьютора, он показывает, как работать в паре, группе, учит взаимодействовать друг с другом. Педагог должен обеспечить, используя формы внеурочной деятельности, приобретение ребёнком набора социальных знаний. Во 2 и 3 классах начальной школы идёт активное развитие детского коллектива на основе дружбы, оживлённо идёт межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, то есть ребёнок ищет в деятельности подтверждение ранее полученных знаний, он набирает свой социальный опыт. Ученик уже способен сам найти, выбрать и применить нужную для него информацию, поделиться ею с одноклассниками, а его товарищи уже способны её оценить и высказать свою точку зрения. Учитель при этом остаётся важным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями и исполнителями, они начинают предлагать собственные решения для преодоления проблем. Таким образом, учащиеся 4-го класса уже обладают опытом самостоятельного общественного действия. Организация внеурочной деятельности младших школьников - это длительный процесс, который требует огромной подготовки и больших сил не одних педагогов начальных классов, а всего педагогического коллектива школы в целом.Чтобы в школе организовать работу по внедрению внеурочной деятельности, необходимо выяснить потребности детей и запросы родителей, провести внутренний мониторинг кадровых и творческих возможностей педагогов, оценить внутренний потенциал школы и её материально- техническое оснащение, то есть выявить уникальность своего образовательного учреждения. После проведения внутреннего аудита школы необходимо провести в классах родительские собрания, на которых предложить целую систему творческих детских объединений для отбора только тех, которые заинтересовали бы родителей как законных представителей учащихся. Обработав и соотнеся все полученные результаты, нужно составить локальные акты ОУ, которые обеспечивали бы реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Далее в школах необходимо сформировать рабочие координационные, методические группы педагогов, которые начинают работать над составлением рабочих программ по спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному и социальному направлениям. Внеурочная деятельность «открывает» школу для широкого взаимодействия всех участников процесса образования, создает условия для позитивного сотворчества учителей, учащихся, их родителей, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся младший школьник не столько должен узнать знаний по предметам, а сколько должен научиться действовать и взаимодействовать, чувствовать и принимать решения.
Внеурочная деятельность — это отнюдь не дополнительная добавка к начальному образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность учебной и внеучебной деятельности как механизма обеспечения полноты всего образования в целом.