Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №8 (март 2014) » Готовность школы к реализации ФГОС в основной школе

И.В. Лисина. Организация внеурочной деятельности учащихся через реализацию проектов.


Автор: Лисина Ирина Владимировна, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория.

 

 

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности.
Именно сейчас, учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, через реализацию внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности  объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
В ГБОУ школа №425 имени академика П.Л.Капицы наиболее приемлемой стала смешанная модель организации внеурочной деятельности. Основой модели являются проекты, создаваемые по направлениям  отраженным в ФГОС НОО.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.


 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
 Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.


Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии:

  • с основными направлениями развития личности;
  • традициями образовательного учреждения;
  • условиями реализации образовательного процесса;
  • наличием социальных партнеров для реализации проектов.

Данная модель основана на использовании метода проектов, где содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении отдельных.
Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности, формы представления результатов.
Проекты могут разворачиваться последовательно или параллельно. Время реализации определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов.
Данная модель проектируется на первую ступень общего образования и предусматривает ее реализацию, как для классов, так и для различных групп детей.
Преимуществом данной модели является то, что данная модель может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса, занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагог организатор, классные руководители.
Так как направления внеурочной деятельности указанные ФГОС являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления, то в рамках одного направления может быть реализовано несколько проектов.
Например, по социальному направлению может быть реализован как проект волонтерской деятельности, так и проект по изучению экономической деятельности и другие, в зависимости от предпочтений учителя,  причем участниками каждого проекта могут стать как учащиеся одного класса, так и группа учащихся разных возрастов, свободные объединения школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы.

Преимущества модели внеурочной деятельности, основанной на реализации проектов:

  • нет информационной перегруженности;
  • соответствие возрастным возможностям;
  • уменьшение аудиторных занятий;
  • конкретизируемые планируемые воспитательные результаты;
  • воспитательные  результаты дифференцированы по уровням достижений;
  • видимое содержательное отличие от факультативной, кружковой работы по предметам;
  • формы контроля результатов соответствуют возрастным возможностям и отличны от форм контроля учебных достижений (концерты, круглые столы, конференции, спектакли, выставки, турниры).

В проекте довольно просто проследить структурные элементы внеурочной деятельности: систему.

Проекты позволяют прописать виды внеурочной деятельности и уровни достижения воспитательных результатов:
1 уровень – приобретение социальных знаний;
2 уровень – опыт ценностного отношения к социальной реальности;
3 уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия.

Реализация проектов позволяет использовать самые разнообразные виды внеурочной деятельности:

  • Игровую;
  • Познавательную;
  • Проблемную;
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество
  • Трудовую
  • Краеведческую
  • Спортивно-оздоровительную

Организация  внеурочной деятельности через реализацию проектов способствует воспитанию и социализации детей, формированию у них коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Внеурочная деятельность, осуществляемая  через реализацию проектов, объединяет все виды деятельности школьников (кроме урочной на уроке) в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах отличных от урочной системы обучения.