Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №8 (март 2014) » Внеурочная деятельность школы в рамках ФГОС начального образования

А.В. Ирхина. Роль внеурочной деятельности в сохранении здоровья обучающихся


Автор: Ирхина Алла Викторовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа - детский сад № 662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, социальный педагог, стаж работы 12 лет.

 

В рамках требования Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ребенка. Основные, приоритетные задачи внеурочной деятельности в нашей школе - это:
- воспитание нравственных чувств;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Образовательные программы по внеурочной деятельности в нашей школе реализуется по направлениям:

Направление

Программа

 Художественно-эстетическое

 Студия-мастерская «Выразительный человек»

 Курс «Развитие зрительного восприятия младших школьников через   изобразительную деятельность»

 ОП «Арлекино», «Маска», на базе ДДТ «Град чудес»

 Научно-познавательное

 Надпредметный курс «Мир деятельности», авторы Петерсон Л. Г. Кубышева М. А.

 ОП «Мой друг компьютер», на базе ДДТ «Град чудес»

 Общественно-полезная деятельность

 Кружок «Умелые ручки»

 ОП «Бумажный конструктор», на базе ДДТ «Град чудес»

 ОП «Оригамушки», на базе ДДТ «Град чудес»

 ОП «Природа и фантазия», на базе ДДТ «Град чудес»

 Проектная деятельность

 Проект «Привет, школяр»

 Проект «Я – читатель»

 Спортивно-оздоровительное

 Уроки здоровья

 Кружок «Танцы на мячах»

 Курс «Школа шашек»

 Курс оздоровительных мероприятий по оздоровительной технологии БОС «Учись здоровью»

 Курс «Оздоровительное сопровождение младших школьников»

 ОП «Учись быть пешеходом», на базе ДДТ «Град чудес»

 Духовно-нравственное

 Курс «Школа природы»

 Проект «Дорога к храму»

 Проект «Я живу в большом мире»

 ОП «Творческая мастерская», на базе ДДТ «Град чудес»

 ОП «Красота вокруг нас», на базе ДДТ «Град чудес»

 Коррекционно-развивающее

 Курс «Психологическое сопровождение»

 Курс «Логопедическое сопровождение»

 Курс «Предупреждение нарушений устной и письменной речи у младших  школьников»

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах повышения культуры здоровья обучающихся и направлена на: 
- сохранение и укрепление физического здоровья;
- сохранение и укрепление психического здоровья;
- создание благоприятной социально-психологической атмосферы.

Наша школа работает в режиме полного дня, что позволяет выстроить совместную деятельность учителя и воспитателя ГПД. Работа педагога и воспитателя направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
- культуру физиологическую;
- культуру физическую;
- культуру психологическую;
- культуру интеллектуальную.

Базовые компоненты образовательных программ внеурочной деятельности - это:
- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, студии-мастерские, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования.

Особое внимание при проведении занятий педагоги уделяют созданию условий организации образовательного процесса с учётом санитарно-гигиенических требований. Это - контроль освещённости помещения, соблюдение температурного режима, проветривание, кварцевание помещения, соблюдение питьевого режима. В классах оборудованы небольшие спортивные уголки, где есть мячи, скакалки, кольцебросы. Оформлены уголки здоровья.

Прогулки - одна из организованных форм активного отдыха в рамках внеурочной деятельности; они решают оздоровительную задачу восстановления умственной работоспособности; одним из элементов прогулок являются упражнения на правильное дыхание, навыки которого дети получают на занятиях БОС. На прогулках обязательно проводятся различные подвижные игры, воспитывающие навыки нравственных взаимоотношений. Проводятся тематические прогулки по заранее спланированному маршруту: посещение парков, скверов, осмотр достопримечательностей.

Одно из основных направлений внеурочной деятельности – спортивно-оздоровительное:
- это и утренняя гимнастика, которая проводится в нашей школе каждое утро перед первым уроком; она заряжает учащихся положительными эмоциями и энергией на весь учебный день;
- физкультминутки и упражнения по предупреждению утомления глаз;
- динамические перемены (подвижные игры, танцы) – которые способствуют снятию эмоционального и умственного напряжения полученных детьми на уроках. Они проходят в свободной обстановке, за любимыми играми и занятиями, для повышения функциональных возможностей организма;
- дыхательная гимнастика, самомассаж, БОС;
- занятия физическими упражнениями и спортом. Адаптивная физическая культура. Дни здоровья.

Особое внимание уделяем профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасность детей в повседневной жизни; это инструктажи, участие в конкурсах, классные мероприятия, всё это побуждает младших школьников к размышлению о ценности жизни, о важности сохранения своего здоровья и здоровья других людей.

Экскурсии в нашей школе объединяют урочную и внеурочную формы работы. Используя образовательные возможности городских музеев, наши педагоги приобретают годовые абонементы, в которые включены циклы занятий культурно-образовательных программ и проектов, созданных для детской аудитории. Перед экскурсией с детьми проводятся предварительные беседы, а после пройденного экскурсионного маршрута, беседы-рефлексии.

В нашей школе разработана система коррекционной работы в рамках внеурочной деятельности. Созданы условия для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных детей, разработаны рекомендации по построению индивидуальных образовательных маршрутов. Коррекция особенностей детей с проблемами здоровья предусматривает разработку и реализацию программы по развитию зрительного восприятия. В ОУ создана психологическая служба, которая оценивает состояние здоровья всех участников образовательного процесса, уровень их компетентности по данным вопросам, готовность к совместным действиям по сохранению здоровья. Логопедическая направленность приемов здоровьесбережения предполагает выявление и развитие компенсаторных возможностей ребенка с учетом его психофизиологических особенностей.


« Предыдущая статья