Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №7 (декабрь 2013) » Организация совместной деятельности с детьми при формировании интереса к родному городу

Л.В. Ефимова. «Кронштадтский классный час»: от темы до содержания


Автор: Ефимова Людмила Викторовна ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов,  воспитатель ГПД, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория.

 

Как построить работу с младшими школьниками так, чтобы юные кронштадтцы  стремились изучать историю города, старались ценить и уважать людей, прославивших его, осознавали личную сопричастность к делам и заботам своей «малой родины»?

Современный урок характеризует свобода мысли, свобода чувств, свобода действий, свобода выбора…Действительно, ученик имеет право выбрать домашнее задание из предложенных педагогом вариантов в соответствии со своими интересами, потребностями или индивидуальными особенностями. Ученик на уроке вправе выбрать форму работы: индивидуальную, в паре, групповую. А учитель, готовясь к уроку, должен до тонкостей продумывать его так, чтобы предоставить возможность каждому ученику быть на уроке свободным.

А вот насколько свободен учитель в выборе?

Образовательная программа ОУ, рабочая программа по предмету, технологическая карта урока…

Несмотря на то, что каждому педагогу предоставляется возможность конструировать рабочую программу, самостоятельно составлять технологическую карту урока (однако по строгой структуре), содержательный материал при этом должен быть использован в соответствии с учебно-методическим комплексом, определенным образовательным учреждением в соответствии с запросом родителей.

Именно поэтому, при включении краеведческого материала в урок, педагог, на мой взгляд, несколько ограничен в выборе. Конечно, на уроке русского языка можно включить в словарную работу слова, связанные с Кронштадтом: Якорная площадь, памятник Макарову, Малая дорога жизни и др.; составить с ними предложения или текст; написать изложение или диктант о Кронштадте. На уроке математики при обучении третьеклассников записи многозначных чисел подобрать числа-даты жизни знаменитых людей, прославивших Кронштадт; при изучении темы «Сложение и вычитание многозначных чисел» использовать эти даты при вычислениях. Чуть сложнее с литературным чтением и окружающим миром. Иногда, притягивая тот или иной краеведческий материал к теме урока, нам кажется, что мы всерьез занимаемся изучением Кронштадта. Но эти приемы, на мой взгляд, не характеризуют урок, как «кронштадтский», так как не отражают системный подход к его организации.

Можно было бы изучать Кронштадт на уроке краеведения, но в соответствии с учебным планом этого предмета в нашей школе нет.

Как же быть? Выход, как мне кажется, очень прост. Заключается он во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности, определенной ФГОС второго поколения и создании системы воспитательной работы класса (школы).

Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, потребностей, способностей и т.д.

Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, региональному сообществу. Успех этой работы невозможен без общей стратегии патриотического воспитания. Воспитательная стратегия призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения и воспитания, с условиями и возможностями воспитательных воздействий, которые образовательная среда оказывает на обучающегося.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в нашей школе включает в себя: изучение символики города, школы; знакомство с малой родиной через посещение музеев, экскурсии по Кронштадту, заочные путешествия, занятия по краеведению; встречи с кронштадтцами – ветеранами войны и труда; возложение цветов к памятным местам города и т.д.

Систематически в классах школы проходят тематические классные часы. И эта традиционная, на первый взгляд, форма работы дает на самом деле педагогу и учениками творческую свободу.

В первый учебный день нового 2014 года в нашем классе прошел классный час «Мы из Кронштадта», который открыл для выпускников школы цикл тематических классных часов, посвященных 310-летию города. В начале встречи ребятам было предложено заполнить анкету о себе и определить, может ли каждый из них сказать о себе: «Я из Кронштадта» и почему. В ходе диалога все участники события определили тему классного часа: «Мы из Кронштадта». Фрагмент одноименного фильма, предложенный для просмотра, погружает ребят в атмосферу событий октября 1919 года. Черно-белые кадры, тревожная музыка…Они знакомятся с сюжетом фильма, узнают на экране Якорную площадь, Морской собор. В титрах перед фильмом улавливают знакомое имя – Всеволод Вишневский – известный драматург, написавший сценарий фильма «Мы из Кронштадта», а на карте города находят улицу, которая носит его имя.

Ярким этапом классного часа становится литературно-музыкальная композиция «Морской собор: вчера, сегодня, завтра», посвященная 100-летнему юбилею Морского собора, которая была создана в 2013 году благодаря огромному желанию и кропотливому труду всех участников образовательного процесса: педагогов, учеников, родителей.

Данная работа была представлена классным творческим коллективом на районных конкурсах «Морской собор глазами детей» и «Морской собор - вчера, сегодня, завтра» в 2012-13 учебном году и удостоена высокой оценки конкурсного жюри.

2014 год тоже юбилейный для Кронштадта. И так сложилось, что именно в этом году отмечается много юбилейных и памятных дат, связанных с людьми, прославившими наш Кронштадт, Российский флот, Россию.

В результате коллективной работы ребята узнают наиболее яркие и доступные для их понимания в соответствии с возрастными особенностями памятные даты. Именно они и определяют дальнейшие темы классных часов. А форма их проведения может быть любая, стоит только проявить фантазию, творчество, мастерство и стойкую позицию «Я – кронштадтец». И сделать это вместе с детьми!

«Опять война. Опять блокада…» (Урок Мужества).

«Достижение человеческого разума» (экскурсия для учеников 1-3 классов).

«Кронштадт – город воинской славы» (создание летописи).

«Школы Кронштадта» (заочное путешествие).

«Братская могила. Вечный огонь» (вахта памяти).

«Памятник - от слова память» (заседание клуба «Что? Где? Когда?»).

Неповторимость классного часа «Мы из Кронштадта» представляют авторские стихи.Причем, ученики писали синквейны прямо в классе в конце встречи. Ребята посвятили их родному городу, знаменитым кронштадтцам, юбилейным событиям года. Кто писал самостоятельно, кто в паре с другом, а кто творил в группе. У каждого был выбор. Может, поэтому синквейны так хороши и неповторимы? Или потому, что каждый из ребят прочувствовал все происходящее на классном часе и почувствовал себя кронштадтцем?

Кронштадт!

Любимый, красивый.

Живет, растет, хорошеет.

Нет города в мире родней.

Красавец!

 София Козачок

 

Блокада…

Многодневная, страшная.

Тревожит, страшит, не отпускает.

Пускай никогда не повторится

Ужас!

Матвей Сердцев и Георгий Литвиненко

 

Рыбёшка

Мелкая, колючая.

Водилась, ловилась, спасала

В блокадные дни от смерти

Колюшка.

Карина Токмакова

 

Изобретатель!

Русский, известный.

Изучал, создавал, созидал.

Подарил всему миру радио

Попов.

Коллективная работа:
Иван Гаукин, Ярослав Папков, Илья Иванов.

 

И в заключении позвольте подарить вам, как и своим ученикам на классном часе «Мы из Кронштадта», свои стихи:

В Петровском парке тишина.
Закончен листопад.
И только чайки над водой
Встревоженно кричат.
Что в крике их услышал ты?
По морякам тоску?
Иль плеск волны о берега,
Иль поступь по песку...
А может это песнь звучит,
В которой на века
Прославлен доблестный Кронштадт –
Творение Петра.
В Петровском парке тишина.
Закончен листопад.
А в крике чаек слышу я:
«Кронштадт. Кронштадт! Кронштадт!!!»

Л.Ефимова


Следующая статья »