Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №7 (декабрь 2013) » Организация совместной деятельности с детьми при формировании интереса к родному городу

Т.П. Михайлова, Н.Г., Таганова. Взаимодействие с детьми и родителями при организации краеведческой деятельности в мини-музее детского сада.


Автор: Михайлова Татьяна Павловна, ГБДОУ детский сад № 1 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 11 лет, высшая квалификационная категория.

 


Автор: Таганова Наиля Гильмановна, ГБДОУ детский сад № 1 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 7 лет, высшая квалификационная категория.

 


«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость, так как без корней

 в родной местности, на стороне

человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Академик Д.С. Лихачев.

Почему мы создали мини-музей

Кронштадт! Этот маленький город, который хорошо известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это город военной и морской славы. Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада не очень хорошо знают свой город и его достопримечательности.
Поэтому для начала мы решили создать в нашем детском саду собственный мини-музей, в котором наши воспитанники смогут сами искать информацию, сами создавать экспонаты, сами исполнять роль экскурсовода. Использование такой формы работы с воспитанниками как мини-музей как никогда точно отвечает современным требованиям, предъявляемым при организации детской деятельности в дошкольных организациях. Мы старались учитывать, что дошкольник, прежде всего, деятель, который естественно стремиться познать и преобразовать окружающий его мир. Применяя деятельностный подход при организации педагогического процесса, мы учитывали, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. Игры с детьми в музее как раз и предоставляют ребенку все разнообразие присущих ему видов деятельности, как субъектной активной позиции ребенка, который действует по собственной воле и желанию.

Что такое мини-музей

Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции. Наш музей интерактивный – это место, где дети могут совершать увлекательное путешествие по родному городу. Обычно в музее экспонаты руками не трогают, а вот в нашем интерактивном мини-музее ребята знают, что все не только можно, но и нужно рассмотреть и потрогать, а то и сделать самому или вместе с родителями! В наш музей можно ходить каждый день, брать в руки макеты, мини-коллекции, рассматривать их, рассказывать о них своим друзьям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы наших воспитанников. В обычном музее чаще всего ребенок лишь созерцатель, пассивный участник действия, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем для нас очень важно, что это не только сам ребенок, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Ребята чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками. Наш мини-музей — результат совместной организованной деятельности воспитателя, детей и их семей.
Музей в доступной для детей форме позволяет узнать о том, как строился город, какие люди в нем жили, как город пережил войну и блокаду. Дети имеют возможность обогащать свой словарь. Заниматься познавательно- исследовательской деятельностью. Любимая игра детей в нашем музее «Я - экскурсовод». В этой игре ребята учатся составлять рассказы, вести диалоги. Работа с детьми в интерактивном музее помогает формировать в дошкольном возрасте компетентность, дает представление о культурном наследии страны, учит понимать увиденное, передавать смысл. Дети получают первые представления о вариативности национальных традиций, учатся передавать в речи любовь и уважение к родному городу.

В нашем музее 5 экспозиций

Первая экспозиция -  «История родного Кронштадта».

В этой экспозиции имеются книги, макеты сделанные руками детей и взрослых: книги, о том как осваивался остров Котлин, как строился и развивался город, макет памятника Петру Первому- основателю острова, герб города Кронштадта, макет котелка который позволяет знакомиться с легендой о создании города, макет футштока. Познакомиться с историей рождения Кронштадта ребята могут отгадав загадки, решить ребусы, и чайнворды на морскую тему и многое другое.

Вторая экспозиция - «Кронштадт в годы Великой Отечественной войны».

Здесь собранны материалы доступные для детей школьного и дошкольного возрастов: о героях и участниках военных событий, людях которые жили, воевали или работали во время войны в Кронштадте. Имеется мини коллекция настоящих орденов и медалей. В экспозиции представлены письма военных лет, газетные вырезки, повестки из военкомата, фотографии города времен войны. Вместе с родителями мы собрали мини коллекцию «Вещи, хранящие память войны», здесь и кожаный планшетник, и оловянная солдатская ложка, патронташ, кисет, фляжка, каска.

Третья экспозиция - «Знаменитые люди нашего города».

В этой экспозиции больше материалов в электронном виде, чтобы дети смогли познакомиться с видеоматериалами о знаменитых людях нашего города, где рассказывается об их жизни, достижениях и подвигах.

Четвертая экспозиция - «Город морской славы».

В этой экспозиции представлены мини коллекции макетов кораблей, настоящий «Морской устав», морские карты, барометр, бинокль, рында, кортик, фуражки, гюйсы. Все то, что относится к морскому делу. Ребята с большим интересом рассматривают все эти экспонаты.

Пятая экспозиция - « Кронштадт – вчера, сегодня, завтра».

Самая любимая экспозиция детей. Здесь выкладывают то, что связано непосредственно с ними: фотографии, рисунки, поделки, рассказы о своей семье, близких, о доме. А также ребята вместе с родителями пишут увлекательные рассказы, за что они любят свой город сегодня, и каким они хотят видеть его завтра.
Главное, мы достигли своей цели: как во время совместного создания мини-музея, так и после этого мы с удовольствием отмечаем, что многие родители стали посещать с детьми «настоящие» музеи нашего замечательного города Кронштадта и Санкт-Петербурга, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывают друг другу и нам. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада, отвечающей всем современным требованиям и ФГОС дошкольного образования.
Музейная педагогика в рамках детского сада набирает свои обороты, ведь создание мини-музеев помогает расширению кругозора всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов), способствует приобщению к народным ценностям, воспитывает гражданственную принадлежность, любовь к родной стране, к природе, к человечеству.

     Список источников:

1.    Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики : (на примере малого города).

2. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» в условиях дошкольных образовательных учреждений Красносельского района С.-Петербурга /С. Г. Маслова, И.П. Ештокина, И. Л. Саво [и др.] //Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 54-70.

3.    Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы /Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова //Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 59-65.

4.    Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский: Детский музей как способ организации образовательной среды / Н.П. Макарова, Т.А. Чичканова //Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140.

5.    Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова: «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.