Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №7 (декабрь 2013) » Краеведческая работа музеев в образовательных учреждениях

А.И. Еськов. В целях создания единого музейного центра


Автор: Еськов Александр Иванович, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес», методист по краеведению и музееведению.

 

В настоящее время требования к школьным музеям значительно возросли. Поскольку в рамках учебных программ по краеведению и истории культуры Санкт-Петербурга, а также в воспитательной работе с учащимися средних школ и в учреждениях дополнительного образования они играют все большую роль.

Учитывая данные обстоятельства руководство и педагогический коллектив ГБОУ ДОД Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Град чудес» за истекший год приложили немало усилий, чтобы создать и открыть в учреждении историко-краеведческий музей, посвященный многогранной истории бывшего Дома пионеров и школьников г. Кронштадта (ДДЮТ). Этому способствовало и то обстоятельство, что отдельные предметы и фотоархив старой экспозиции бывшего «Музея пионерской славы Кронштадта», созданного при ДПШ в 1972 году, были сохранены и составили первооснову новой музейной экспозиции.

В ходе подготовительного этапа работы по созданию музея, прежде всего, было определено подходящее помещение в здании учреждения, где должны разместиться новые музейные стенды и витрины, с учетом его общей площади и местонахождения, освещенности и удобства для посетителей, а также возможного количества экспонатов. Затем были заказаны и изготовлены напольные и настенные витрины, и другая мебель для будущей музейной экспозиции.

В соответствии с современными методическими требованиями на заседании педагогического совета учреждения было принято решение о создании «Музея истории Дома детского творчества «Град чудес» и разработке тематико-экспозиционного плана музея по разделам. Его готовили специалисты методического отдела. В дальнейшем работа по отбору музейных экспонатов (документов, фотографий и предметов), монтажу и художественно-эстетическому оформлению экспозиции музея осуществлялась методистом по краеведению и музееведению по утвержденному тематико-экспозиционному плану. Особое внимание было уделено созданию доминанты (главного смыслового центра) будущего музея, которая включила в себя: пионерское знамя и горн 1930-х годов, барабан, бюст В.И. Ленина, стоящие на фоне драпировки из голубой ткани, а также гипсовый пионерский знак и девиз первых пионеров: «Юные пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Наиболее трудоемким этапом работы стало создание основной музейной экспозиции (с учетом ее историко-краеведческого характера) по следующим тематическим разделам:

  1. Историческая справка.
  2. Кронштадт – морской форпост Санкт-Петербурга.
  3. Образовательные учреждения Кронштадта (1870-1917 гг).
  4. Революционные события в Кронштадте. Становление Советской власти (1917-1922 гг).
  5. Образование и становление первых детских клубов, пионерских отрядов и баз (1917-1941 гг).
  6. ДПШ в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. 213-я отд. рота МПВО КМОР КБФ (1941-1944 гг).
  7. Деятельность ДПШ и пионерских организаций в период с 1944 по 1990 гг. Образование ДДТ «Град чудес» в 2006 г.

В соответствии с тематикой разделов были подобраны музейные предметы, фотографии и документы, разместившиеся на стендах и в витринах каждого из них. Кроме того, в центре помещения музея был смонтирован настольный стенд с картой острова Котлин, планом Кронштадта и фотографиями 19-20 столетия с видами города. На столе вместе со стендом нашлось место и для многочисленных фотоальбомов, рассказывающих о деятельности кружков и студий ДПШ (ДДЮТ) в различные годы его истории. В оформлении экспозиции музея удачно расположились гипсовые скульптуры и медальоны, модели кораблей, декоративно-художественные панно и флаги расцвечивания, а также крупные экспонаты. С учетом новых методических требований вход в зал музейной экспозиции, посвященной истории старейшего в Кронштадте детско-подросткового клуба, украсился эмблемой и девизом: «Музей – это институт социальной памяти».

Одновременно с созданием музея была проведена инвентаризация основного и вспомогательного музейных фондов, куда вошли как старые, так и новые предметы, фотографии и документы, заведены книги регистрации, а также картотека на особо ценные подлинные экспонаты, акты приема-передачи экспонатов. Наряду с этим были подготовлены электронная презентация, буклет и портфолио «Музея истории ДДТ «Град чудес», избран совет музея, в который вошли не только педагоги, но и учащиеся школ города, из активно занимающихся в студии краеведения «Наш город». Кроме того, был составлен план развития музея на 2013-2015 годы», налажены связи с образовательными учреждениями, государственными и частными музеями района, общественными организациями ветеранов войны и труда г. Кронштадта в целях организации совместной работы по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию школьников.

«Музей истории Дома детского творчества «Град чудес» прошел плановую аттестацию, имеет соответствующие паспорт и Сертификат, а также вошел в перечень аттестованных музеев образовательных учреждений Санкт Петербурга. В настоящее время деятельность музея носит целенаправленный характер: активно проводится экскурсионная и выставочная работа, регулярно пополняются фонды музейной экспозиции, организуются занятия с учащимися студии краеведения «Наш город» и их подготовка к районным и городским историко-краеведческим конкурсам различной тематики.

В целях создания единого музейного центра в 2013 году при Доме детского творчества «Град чудес» были создан и начал свою деятельность информационно-образовательный центр и мультимедийный кинотеатр в рамках инновационного межрегионального и международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал». Для развертывания плодотворной деятельности ВФ в стенах ДДТ были выделены удобные помещения и проведен комплекс работ по их оснащению необходимым оборудованием (мультимедийной и компьютерной техникой), мебелью, рекламно-информационными стендами и библиотекой книг, изданных Государственным Русским музеем. Сразу после торжественного открытия в Кронштадте и презентации 124-го виртуального филиала ГРМ была проведена целенаправленная работа по организации учебно-образовательного процесса, созданию «Студии искусствоведения» и соответствующей образовательной программы с использованием мультимедийного ресурса ГРМ для обучения детей и школьников в ходе групповых и индивидуальных занятий, а также приобщения к культурным ценностям других категорий жителей Кронштадтского района.

В рамках виртуального филиала работает выставка и библиотека книг, изданных Русским музеем, а также Абонемент мультимедийного кинотеатра с двумя тематическими программами: по искусствоведению и краеведению. Они включают в себя: демонстрацию мультимедийных программ и фильмов, посвященных сокровищнице национального искусства, каким является Государственный Русский музей, а также показ СД-фильмов, рассказывающих о различных аспектах истории и культуры России, Санкт-Петербурга и Кронштадта. Годовой план работы виртуального филиала включает в себя также регулярное проведение творческих встреч с художниками, историками-краеведами и другими интересными людьми, тематических выставок и конкурсов, создание собственной мультимедийной программы «Русские и зарубежные художники в Кронштадте», участие в совместных мультимедийных проектах членов Международной ассоциации виртуальных филиалов ГРМ, ныне работающих во многих городах и регионах России, а также в зарубежных странах.