Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №7 (декабрь 2013) » Краеведческая работа музеев в образовательных учреждениях

М.А. Шлендова. Музейный урок как средство активизации познавательного интереса учащихся


Автор: Шлендова Майя Александровна, ГБОУ средняя общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, руководитель школьного музея, учитель истории и обществознания, стаж работы 44 года, высшая квалификационная категория.

 

Музей «Остров Котлин» государственного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга был открыт 18 мая 2004 года, в день 300-летнего юбилея города Кронштадта.

Историко-краеведческое направление музея предполагает экспонирование материалов о жизни и деятельности жителей острова Котлин от петровских времён до наших дней.

Музейная экспозиция охватывает значительный период исторического развития России и раскрывает роль и место Кронштадта  в истории страны. Главное место в экспозиции музея отведено истории строительства военно-морской крепости на острове Котлин, которая по гениальному плану Петра I сыграла роль щита, прикрывшего устье Невы от непрошенных гостей.

В трёх залах музея разместились экспонаты (более 1000 экз.), рассказывающие о долголетней борьбе России за выход в Балтийское море, о великих сражениях у острова Котлин, о героях-балтийцах, строителях, путешественниках, флотоводцах. В одном из залов представлены материалы об истории родной 422-й школы.

Темы выставочных экспозиций:

- зал №1. Город-крепость на острове Котлин, первые поселенцы, строители, защитники, культура, быт, транспорт, связь, знаменитые мореплаватели, путешественники, первооткрыватели;

- зал №2. Флора и фауна острова Котлин, путешествие по элекрифицированной карте города: улицы, памятники, водопровод, форты, дамба, борьба за выход в Балтийское море. Знаменитые кронштадтцы. Строительство военных объектов на Котлине в19-20-х веках. Кронштадт, война, блокада;

- зал №3. Основная тема выставочной экспозиции: «История родной школы».

Организует воспитательную внешкольную работу музея «Остров Котлин» Совет музея. В Совет музея входят: директор, заместитель директора школы по воспитательной работе, заведующая музеем, учителя истории, учащиеся 7-9 классов. Каждый из членов Совета музея организует работу определённого направления: поискового, краеведческого, экскурсионного, исследовательского.

При музее работает клуб, члены которого помогают учителям проводить внеклассные мероприятия: встречи с ветеранами, уроки мужества, конкурсы, викторины, игры по станциям между классами. Готовят презентации по истории нашего города, снимают видеоклипы и организуют показ на музейных уроках. В каждом классе имеются: компьютеры, плазменные телевизоры, интерактивные доски. Школьный музей также укомплектован необходимой аппаратурой: для показа презентаций, видеофильмов, для видео и фото съёмок. Имеется медиазал с форматом 3D.

Особое место в организации гражданско-патриотической работы занимают музейные уроки. Музейные уроки проводятся как в музее, так и в классах, готовятся и проводятся в течение всего учебного года: сентябрь – неделя памяти (начало блокады Ленинграда), январь - месячник: прорыв и снятие блокады, героический подвиг воинов-балтийцев, май - декада дней Великой Победы.

Выбираются темы для каждой ступени обучения, например, темы 2013 года:

  • начальная школа - «Памятники войны на улицах нашего города»;
  • основная школа - «Кронштадт – город воинской славы» (эпизоды военных действий на Балтике в годы ВОВ, герои моряки);
  • средняя школа - «Морская гвардия: от Петра до наших дней».

В музейные уроки органично встроены экскурсии по залам музея. Ребята-экскурсоводы используют компьютерную графику, презентации, видеофильмы. Интересно проходят конкурсные музейные уроки-игры по программе "Мой родной город" для 5-6-х классов (автор Шлендова М.А). Экскурсии-путешествия по карте города во 2-м зале краеведы часто заканчивают викториной. Экскурсовод рассказал о старых улицах, сохранивших свои названия до наших дней, показал их на электронной настенной карте Кронштадта, а затем выдаёт пятиклассникам задание в конверте: совершить прогулку по городу и найти улицы, сохранившие свои названия до наших дней. Сделать фотографию одного из старых домов.

Ребятам 6-7 классов даётся более сложное задание поискового характера. Экскурсовод сообщает: "В Кронштадте ещё сохранилось 34 памятника Петровской эпохи. Я вам даю карточку, на которой указаны эти памятники, а вам нужно, совершив прогулку по Кронштадту, через 20 дней собрать сведения о сохранившихся памятниках Петровской эпохи. Сдать свой отчёт членам Совета музея на конкурс, который состоится в день рождения города."

Можно предложить урок-игру для команд 6-7 -х классов «Кронштадт – город морской славы» под общей тематикой:  «Тебе, любимый город, в день рождения посвящаем».

Раунд 1 - «Самая, самая»

1. Как в городе Кронштадте называется самая:

а) короткая улица           (Газовый завод)
б) длинная улица            (Восстания)
в) морская улица            (Макаровская)
г) широкая улица           (Широкая)
д) первая улица              (Петровская першпектива)
е) красивая улица          (Красная)
ж) высокая улица          (Гусева)
з) низкая улица              (Ильмяниновая)

Раунд 2 - «Аукцион»

Назовите морские теримины (каждая команда по очереди называет морской термин, команда, назвавшая морской тернин последней, побеждает).

Раунд 3 - Пословицы

Дана начальная часть пословицы, нужно дописать её окончание.  

Раунд 4 - Карточка с заданиями к фильму «Кронштадт»

После просмотра фильма нужно ответить на вопросы, данные в карточке:

  • Какой год считается днём рождения крепости Кронштадт?
  • Какие три великих сражения Северной войны помогли России утвердиться на Балтике?
  • Какова роль Петра I в укреплении авторита России на политической арене?
  • Какой памятник в Кронштадте сооружён в память всем погибшим морякам?

Раунд 5 - Работа с картой

Памятники событиям Великой Отечественной войны на карте города. Буквами алфавита на карте обозначены памятники войны, а в карточке цифрами указаны задания. Необходимо соотнести цифры и буквы, и написать, место расположения памятника.

Для учеников 8-11-х классов классов музейные уроки проводятся в форме брейн-ринга или поисково-творческой работы по экспозиции музея.

Игра «Брейн-ринг» проходит в 3 этапа между четырьмя командами. Победителя выявляют по большинству набранных баллов. Задания выведены на табло. Участники выбирают вопросы на «3 балла», «4 балла» или «5 баллов».

Разминка перед брейн-рингом:

Найти во 2-м зале музея аллегорию словам А.С.Пушкина:

«В свете есть иное диво:море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые, великаны молодые,
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор».

О каком диве идёт речь? (форты Кронштадта).

Задания участникам Брейн-ринга выведены на табло по темам: «Флот», «Флотские традиции», «Войны и сражения», «1941 год».

I. Флот

3 балла: До недавнего времени к родам сил ВМФ относилось 5 групп войск: подводные, морская авиация, береговая артиллерия, надводные силы. Назовите пятую, хорошо зарекомендовавшую себя в годы Великой Отечественной войны. (Морская пехота).

4 балла: Для этих видов кораблей сопротивление воды гораздо меньше. Они не боятся ни ветров, ни волн, ни обледенения и удобны для плавания в северных морях. Что это за корабли? (Подводные лодки).

5 баллов: В годы Великой Отечественной войны ареной упорной борьбы моряков и бойцов других родов войск стали озёра, моря, реки. Назовите моря, ставшие местом героической схватки с фашисткой Германией. (Балтийское, Баренцево, Чёрное, Каспийское, Азовское, Японское, Охотское).

II. Флотские традиции

3 балла: 23 сентября 1941 года, стоявший в Кронштадте у стенки Усть-Рогатки линкор, был серьёзно повреждён, сел на грунт. Но мужественные моряки, несмотря на тяжёлые потери, продолжали вести артиллерийский и зенитный огонь по врагу. Назовите имя корабля. (Линкор «Марат»).

4 балла: В честь какого события ВОВ в Кронштадте ежегодно в январе месяце проходит мемориальный легкоатлетический пробег под названием «Атака века»? (В честь подвига экипажа п/л С-13 и его героического командира Александра Маринеско, потопившего 30.01.1945 года фашистский лайнер «Вильгельм Густлов» с 5000 германских подводников).

5 баллов: За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Указом президента РФ от 27 апреля 2009 №462 Кронштадту присвоено Почётное звание. Какое? (Город воинской славы).

III. Войны и сражения

3 балла: Какая война началась 1 сентября, а закончилась 2 сентября? (Вторая мировая).

4 балла: В начале 1943 года на Ленинградском фронте стратегическая инициатива перешла в руки советского командования, хотя положение оставалось сложным. 12-18 января 1943 года успешно проведённая операция решила главную задачу: блокада была прорвана. Какое кодовое название имела эта операция? («Искра»).

5 баллов: Сколько долгих изнурительных дней и ночей длилась Великая Отечественная война, унёсшая более 30 млн. жизней наших соотечественников? (1418 дней = 3 года+10 мес. +16 дней).

IV. 1941 год

3 балла: Эта преграда в Финском заливе была глубоко эшелонирована, а в июле 1941 года достигла огромных масштабов, нанося колоссальный урон Советскому флоту. Что это за преграда? (Минные преграды, выставленные фашистами в самом начале войны).

4 балла: Когда началась война, в Ленинграде были зарыты в землю все скульптуры из Летнего сада. Памятники на площадях и на улицах укрыты защитными футлярами и замаскированы. Но одну статую штаб обороны оставил неприкрытой, она стояла во время обстрелов как бы на боевом посту. Чей это памятник? (Памятник А.В.Суворову).

5 баллов: В память о каком событии Великой Отечественной войны в октябре 2001 года появилась могила «Неизвестному матросу» в парке города Петродворец на берегу Финского залива? (В память о морском десанте, который в ночь с 4 на 5 октября 1941 года высадился в нижнем парке Петродворца и героически сражался несколько дней).

Как показывает многолетний опыт работы по историческому краеведению в школе музейные уроки будут только тогда интересны и занимательны, когда используются разнообразные методы и формы проведения, а к подготовке и организации музейных уроков привлекаются дети, учителя-предметники, классные руководители и родители.

 


« Предыдущая статья