Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №5 (апрель 2013 года) » Индивидуально-личностное развитие учащихся и базовые национальные ценности

Г.Б. Титова, Т.В. Лешина, И.П. Найденова. Проект духовно-нравственного воспитания как смысловая основа уклада школьной жизни


Автор: Титова Галина Борисовна, ГБОУ СОШ № 427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Лешина Татьяна Васильевна, ГБОУ СОШ № 427, педагог дополнительного образования, заведующая библиотекой, высшая квалификационная категория.


Автор: Найденова Ирина Павловна, ГБОУ СОШ № 427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель мировой художественной культуры, стаж работы 14 лет, первая квалификационная категория

            


Школьный мир расписан очень четко и очень строго, все его составляющие давно известны: уроки - перемены, объяснение - опрос, тетрадь - учебник. Но как же порой хочется нарушить установленный порядок, вырваться из круга однообразия. В нашей школе ежегодно проходит День необычных уроков. Эта традиция родилась много лет назад, когда творческая группа учителей школы работала над проблемой «Интеграция в образовании».
            Человек во все времена пытался осмыслить мир и человека в этом мире. Сначала, пока знания о мире были невелики, человек постигал мир как нечто единое, целое, неделимое. По мере развития человечества расширялись представления о мире, развивались отдельные науки. Эти науки в школьном образовании трансформированы в отдельные предметы, на которых ученики получают отдельные фрагментарные знания о мире, которые, не нанизанные на общий стержень, быстро стираются. Интеграция в образовании призвана преодолеть противоречие между нерасторжимым единством мира и жесткой дифференциацией учебных предметов. Попытки к объединению были всегда. Прежде всего, это так называемые межпредметные связи внутри каждой дисциплины. Это интегрированные уроки по некоторым темам курсов. Это интеграция передового педагогического опыта в свой собственный.
            Интеграции способствуют и Дни необычных уроков. Это дни, когда весь школьный коллектив живет одной идеей, одной темой, одной мыслью. Выбирается тема, событие (интегративная единица), которое может объединить всех, - и вот уже определяется новый уклад школьной жизни: нет обычных уроков, предметов, классов, а есть салоны с заманчивыми названиями, разновозрастные коллективы учеников, необычные задания и особая атмосфера праздника, Праздника Познания. Так рождались в школе День воды, День воздуха, День «Прощай, ХХ век!», День космоса, День русского языка и другие.
             По сути, День необычных уроков представляет собой проект, в котором участвует каждый учитель и каждый ученик. День необычных уроков — прекрасная возможность для учителя «пополнять себя», ведь замыкаться только в собственном предмете - скучно. День необычных уроков - это прекрасная возможность для ученика увидеть целостную картину события, эпохи, культуры через увлекательные рассказы и выполнение творческих заданий, провести собственные исследования, проявить свои способности, открыть интерес к ранее неизвестному. С помощью технологии интеграции мы вооружаем ученика способностью «мыслить веками», развиваем эмоциональную, интеллектуальную, духовную сферу. На этих уроках не приходится взывать к дисциплине - ребята заинтересованы и активны.
            В этом году интегративной единицей стало событие, важное для Кронштадта - празднование 100-летия Морского собора. Собственно, это событие важно в духовной жизни всей нашей страны. Эта юбилейная дата позволяет дать новый импульс работе по духовно-нравственному воспитанию школьников. Ребята должны знать историю строительства, разорения и возрождения замечательного храма-памятника. Ведущим замыслом нашего проекта является приобщение как можно большего числа школьников к истории нашего собора, формирование нравственных ориентиров, воспитание чувства гордости за славу предков и чувства стыда за позорные страницы нашей истории, уважительного отношения к морским традициям и обычаям.
Творческая группа педагогов школы разработала проект духовно-нравственного развития «Морской собор от А до Я». Работа над проектом помогает решать сложную задачу - учить ребенка продвигаться от полученных знаний и элементарных навыков поведения к умению сделать правильный нравственный выбор, жить по законам добра, гармонии и красоты.
            Проект разработан для реализации комплексного подхода, способствующего патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. В результате реализации проекта планируется создание школьного альманаха «Морской собор от А до Я».
            Морской собор Кронштадта - главный храм-памятник истории Российского флота, символ духовной преемственности между Древней Русью и Византией. Для многих людей этот собор является символом духовного единения людей, связующим звеном между прошлым и настоящим, памятником подвигам русских моряков. Великий собор знал не только счастливые, но и печальные времена: порушенный храм был клубом, кинотеатром, в быту назывался «Максимкой». К счастью, время забвения своих корней и истоков - в прошлом. Сегодня национальное духовное возрождение строится на возвращении вечных ценностей, возвращении национальных святынь. Мы не просто возвращаемся к истокам, не просто вспоминаем прошлое, но впитываем из прошлого то, что является непреходящим и вневременным.
            Участники проекта:
- учащиеся 1- 11 классов школы;
- педагоги школы;h
- родители учащихся.
            Проект дает возможность каждому ребенку принять участие в его реализации в соответствии со своими возможностями, склонностями, желаниями, сделать собственные открытия в истории, знании города, своего духовного мира. Предусмотрена работа малыми группами и творческими коллективами, самостоятельная и с помощью взрослых. Проект  позволяет детям  проявить разные свои способности: исследовательские, организаторские, художественные и др.
            Учителям проект предлагает еще одну форму работы по воспитанию духовности и патриотизма, с одной стороны, строго регламентированную (тема, макет страницы), с другой - достаточно свободную.
           Так как большая часть материалов о Морском соборе предназначена для взрослых, то ребятам, особенно младших классов, необходима помощь старших. Помимо педагогического сопровождения учителя, будет интересным подключение к созданию страниц альманаха родителей, бабушек и дедушек, чей личный жизненный опыт может быть бесценным, особенно если они уроженцы Кронштадта или давно живут в нашем городе. Приветствуется также сотрудничество с представителями общественности.
            Образовательная ценность проекта состоит в том, что ребята сами изучают историю вопроса, узнают о предмете исследования, выявляют интересные, малоизвестные факты, учатся отбирать и систематизировать материал, найденный в книгах, периодических изданиях, Интернет-ресурсах. Кроме того, следует отметить, что фактически работа началась значительно раньше заявленных сроков, так как в этом учебном году уже проведено много мероприятий, посвященных 100-летию собора: уроки, конкурсы, экскурсии, встречи со служителями церкви, классные часы. Все эти мероприятия тоже являются познавательным ресурсом, который позволяет детям выполнить задания проекта.
Вот примерная тематика в День необычных уроков:

  • русский язык, литература - «Прекрасен храм, купающийся в мире» (тематический диктант, составление текста о Морском соборе);
  • математика- «Золотое сечение Морского собора» (расчётные задачи);
  • история - «Боль и слава Морского собора» (страницы истории собора);
  • география - «Мечты о дальних странствиях» (о дальних походах моряков);
  • биология - «Создание сквера возле Морского собора»;
  • физика - «Освещение и акустика Морского собора»;
  • МХК, история и культура Санкт-Петербурга - «Символика декоративного убранства Морского собора»;
  • английский язык — составление мини-экскурсии на английском языке;
  • информатика — составление презентации о Морском соборе;
  • химия - «Я по кирпичику построю храм» (материалы, использованные при строительстве Морского собора);
  • ОБЖ - «Собор всех моряков России»;
  • ОРКСЭ - «Под покровом морского святого» (о Николае Чудотворце).

            Содержание страниц альманаха определяется большим кругом тем, связанных с Морским собором. Это и исторические деятели, имеющие отношение к созданию, строительству, возрождению собора, и детали собора как архитектурного сооружения, и предметы внутреннего убранства, и культурно-исторические объекты, находящиеся рядом с Морским собором. Включены также такие духовно-нравственные понятия, как «отвага», «патриотизм», «толерантность», «честь».
            Главным результатом проекта станет создание школьного альманаха «Морской собор от А до Я». Альманах является своеобразным обобщением работы школы к 100-летию Морского собора. Это продукт коллективного труда школьников, учителей, родителей. Кроме того, сам альманах является образовательным ресурсом для других школьников, его страницы могут быть использованы для проведения заочных экскурсий, классных часов и других мероприятий.

            Участие в проекте позволит школьникам проникнуться высокой идеей храма-памятника, осознать преемственность традиций культуры.